Что такое стертая дизартрия у детей и как ее лечить, методы коррекции псевдобульбарной формы

Содержание

Понятие псевдобульбарной дизартрии у детей, проявления, современные методики диагностики и лечения

Что такое стертая дизартрия у детей и как ее лечить, методы коррекции псевдобульбарной формы

Псевдобульбарная разновидность дизартрии появляется у ребенка по причине пареза мускулатуры артикуляционного аппарата (щек, языка, гортани, губ). Чаще патология встречается у пациентов с детским церебральным параличом (ДЦП). У взрослых заболевание провоцирует ишемическое повреждение мозговой ткани.

Псевдобульбарная дизартрия у детей возникает после родовых травм, инфекций и других причин. Внешние проявления заболевания характеризуются нарушением глотания, сосания, изменением мимики, течением слюны и другими проявлениями.

Терапия болезни направлена на устранение причины пареза мимических и артикуляционных мышц, а также восстановление речевой функции.

Понятие псевдобульбарной дизартрии, разновидности, причины возникновения

Псевдобульбарная дизартрия в детском возрасте – это патология, которая вызвана двухсторонним параличом артикуляционного аппарата по причине повреждения проводящих путей, подходящих к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов.

Так как перекрест путей в головном мозге от этих ядер не полный, при одностороннем повреждении путей у пациента не наблюдается клиники псевдобульбарной дизартрии.

Причинами заболевания могут быть травмы во время родовой деятельности, длительные гипоксические состояния на этапе вынашивания и родовспоможения, инфекционные поражения мозговой ткани.

Этиология болезни:

  • Гипоксические состояния – заболевание вызывает длительная гипоксия на всем протяжении вынашивания или в родах. Гипоксию во время вынашивания плода провоцируют отслойка плаценты, хронические заболевания матери (диабет, гипертония, гипотония и другие), повышенный тонус матки. Гипоксическое повреждение мозга во время родов часто вызвано очень длительными родами (более 12 часов), слабостью родовой деятельности, асфиксией, обвитием пуповины.
  • Травмы головы. Травмы дети часто получают в родах во время неправильного оказания пособия по родовспоможению: использование акушерских щипцов, вакуум-экстрактора, приема физического давления на живот акушером, излишней стимуляции родовой деятельности. Травмы на протяжении жизни возникают во время падений, ударов по голове, автомобильных аварий.
  • Внутриутробные инфекции и нейроинфекции (энцефалит, нейросифилис, туберкулез).
  • Дегенеративные процессы в мозговой ткани – лейкодистрофия, прогрессирующий надъядерный паралич.
  • Онкопатологии.

Псевдобульбарная разновидность дизартрии подразделяется на несколько видов в зависимости от степеней тяжести и форм патологии. Классификация заболевания имеет большое значение при постановке диагноза. В диагнозе обязательно пишут степень тяжести и форму болезни.

Степени тяжести патологии:

  • Легкая.
  • Средняя.
  • Тяжелая.

Псевдобульбарная дизартрия может также подразделяться на спастическую, стертую, паретическую, смешанную форму болезни. Спастическая форма отличается спазмом мускулатуры.

Паретическая разновидность проявляется парезом языка, щек, мимических мышц. Смешанная − имеет несколько признаков (спастической и паретической форм).

Стертая форма проявляется скрытым или неярко выраженным течением патологии.

Клинические проявления

Псевдобульбарная дизартрия имеет свои специфические проявления. У ребенка нарушается речевая функция, моторика, мимика. Отмечается течение слюны, нарушение глотательной функции и сосания. Во время питья пациент захлебывается, поперхивается из-за нарушенной иннервации гортани.

Легкая степень патологии проявляется слабовыраженным нарушением артикуляционной функции. Язык и губы двигаются медленно и недостаточно точно, поэтому у пациента отмечаются несильно выраженные отклонения жевания и глотания. Поперхивание наблюдается редко.

Воспроизведение речи замедлено, слова нечеткие, звуки в словах смазанные. Дети не способны четко произнести звуки «Ж», «Ш», «Р», «Ч», «Ц». Силы голоса для воспроизведения звонких звуков не хватает.

Ребенок не способен нормально выговаривать мягкие звуки по причине затруднения подъема спинки языка к небу.

У ребенка с легкой степенью патологии нарушается правильность письма. В написании слов наблюдается замена звука «Т» звуком «Д», звука «Ч» звуком «Ц» и так далее. Структура слова, грамматика и лексика у таких пациентов сохранена.

У больных со средней формой заболевания отсутствует мимика. Пациент не способен надуть щеки, вытянуть и плотно сомкнуть губы. Двигательная активность языка сильно ограничена.

У ребенка кончик языка не поднимается к небу, не поворачивается в стороны, не фиксируется в одном положении. Дети со средней степенью патологии говорят в нос.

У таких пациентов отмечается течение слюны, выраженное нарушение жевательной, глотательной функции.

При дизартрии средней тяжести воспроизведение звуков сильно нарушено. Речь невнятная, тихая, губы двигаются медленно, тяжело. Гласные воспроизводятся путем носового выдоха.

Дети невнятно говорят звуки «А», «У», звуки «И» и «Ы» при произношении смешанные. Ребенок способен говорить звуки «П», «Т», «М», «Н», «К», «Х».

  Звуки «Ч», «Ц», «Р», «Л» затруднены и воспроизводятся на носовом выдохе с хлопающим сопровождением.

Сила выдоха незначительна. Звонкие согласные у пациентов во время речи заменяются глухими звуками. Речь больных непонятна для окружающих, поэтому они не хотят говорить. Пациенты не могут учиться в обычных школах. Таких больных направляют в специализированные школы коррекции.

Пациенты с тяжелой формой патологии отличаются практически полным повреждением артикуляционного аппарата. Лицо пациента похоже на маску, челюсть отвисает, рот всегда открыт. Язык не двигается и лежит на дне нижней челюсти. Движения губ сильно ограничены. Жевательная и глотательная функции затруднены.

Речевая функция у ребенка отсутствует. Есть только отдельные непонятные звуки. Обучение пациентов с тяжелой степенью дизартрии осуществляется в специальных учебных заведениях. При правильном подходе больные могут осваивать общеобразовательные предметы, но это требует длительной работы логопедов.

Диагностические мероприятия

Диагностические мероприятия включают консультацию узких специалистов и педиатра, логопедическое обследование, инструментальные и лабораторные методики исследования.

Ребенка направляют к узким специалистам: неврологу, травматологу, генетику, инфекционисту. Основным является осмотр невролога, который позволяет оценить неврологический статус.

Лабораторные методики исследования включают анализ на наличие нейроинфекций.

Больным с дизартрией показана магнитно-резонансная томография (МРТ). Она помогает оценить состояние мозга, выявить очаги дегенерации, опухоли, гематомы, травматические повреждения, зоны ишемии. При наличии противопоказаний к МРТ проводят компьютерную томографию. Ребенку для проверки церебральной гемодинамики назначают допплерографическое ультразвуковое обследование, дуплексное сканирование.

Обследование у логопеда включает оценку состояния артикуляционного аппарата, устной и письменной речи, памяти. У больных логопед выявляет задержку речевого развития, фонетико-фонематические нарушения, общую недостаточность речевой функции. После оценки состояния логопед оформляет речевую карту, назначает коррекционные занятия.

Лечебные мероприятия

Лечение псевдобульбарной разновидности дизартрии направлено на устранение причин заболевания, а также восстановление речевой функции.

Пациента в зависимости от причин возникновения болезни может лечить невролог, нейрохирург, реабилитолог, логопед, психолог, специалист лечебной физкультуры, массажист.

Для устранения причины патологии возможно проведение хирургического лечения (удаление опухолей и гематом), антибактериальной и противовирусной терапии.

После устранения причины дизартрии назначается логопедическое лечение. Логопед проводит массаж мимических мышц, осуществляет постановку неправильно произносимых звуков. Специалист пытается увеличить эмоциональность мимики, учит ребенка плавным мимическим движениям.

Одновременно с коррекционными занятиями ребенку назначают лечебную физкультуру, массажные процедуры, рефлексотерапию, лечение при помощи тренажеров на компьютере. Активно проводят психологические беседы и тренинги. В восстановительный период детям показан прием ноотропных средств, нейропротекторов, витаминных комплексов.

Лечение нужно начинать как можно раньше. Шансы на излечение выше при своевременном обращении к доктору.

Прогноз, профилактические мероприятия

Восстановление речевой функции у больных с псевдобульбарной дизартрией зависит от выраженности симптоматики, а также от причин, вызвавших патологию.

Когда лечение основного заболевания проведено успешно, то и логопедическая коррекция даст хороший эффект.

Если у ребенка детский церебральный паралич, то прогноз зависит от тяжести повреждения мозговых структур, квалификации невролога и логопеда.

Профилактика дизартрии включает планирование беременности, исключение контакта с инфекционными больными во время вынашивания плода, предупреждение травм в родах за счет качественного оказания пособия при родоразрешении.

Беременным пациенткам рекомендуется сразу вылечивать инфекционные и хронические заболевания. После рождения при выявлении симптоматики дизартрии родителям рекомендуется своевременно обращаться к доктору.

Предупредить осложнения псевдобульбарной дизартрии можно путем соблюдения всех рекомендаций докторов, в том числе логопеда.

Заключение

Псевдобульбарная дизартрия у ребенка затрудняет общее и речевое развитие, поэтому нужно своевременно обращаться к врачам и логопеду при выявлении даже незначительной задержки или дефектов речевой функции.

Своевременная помощь больным с нарушением речи позволяет восстановить речевую функцию, адаптировать и подготовить пациента к обучению в школе.

Игнорировать патологию нельзя, так как это чревато осложнениями (нарушением развития, отсутствием адаптации в обществе).

Источник: https://LogopediaCentr.ru/narusheniya-rechi/psevdobulbarnaya-dizartriya-u-detej/

Псевдобульбарная дизартрия – причины, симптомы, коррекция

Что такое стертая дизартрия у детей и как ее лечить, методы коррекции псевдобульбарной формы

Дизартрией обозначается нарушение речеобразования в результате органического поражения отдельных участков мозга.

Псевдобульбарная, называемая иначе «ложная», наиболее часто встречающаяся форма расстройства. В детском возрасте она, как правило, приобретает врожденный характер, во взрослом становится последствием перенесенного инсульта.

Понятие псевдобульбарной дизартрии

У детей патология входит в комплекс симптомов ДЦП. На ее формирование влияют инфекции, перенесенные в период внутриутробного развития, родовые травмы, длительная асфиксия.

В отличие от истинной, бульбарной дизартрии, при псевдобульбарной изменения не затрагивают продолговатый мозг. Поражаются нервно-проводящие пути, ответственные за иннервацию артикуляционного аппарата. Возникает полный или частичный паралич мимических мышц. Лицевая мускулатура малоподвижна, страдает не только звукопроизношение, но и физиологические акты пережевывания и глотания пищи.

При существующих моторно-речевых проблемах умственные способности таких детей изначально не нарушаются. Ребенок на слух воспринимает собственные дефекты речи и пытается их исправить. Псевдобульбарная дизартрия, в отличие от бульбарной формы, легче поддается коррекции и имеет более оптимистичные прогнозы.

Причины псевдобульбарной дизартрии

Патология всегда развивается на фоне органического повреждения нервно-проводящих волокон. Развивается двухсторонний спастический паралич мышц. Таким образом, при анатомически правильном речевом аппарате сознательное управление мускулатурой оказывается невозможным.

Как и ДЦП, псевдобульбарная дизартрия связана с аномалиями внутриутробного развития или сложным родовым процессом. На формирование патологии влияют:

  • тяжело протекающая беременность, отягощенная гестозом, гипоксией плода, несовместимостью резус-фактора;
  • осложненная родовая деятельность;
  • асфиксия в родах;
  • внутриутробные инфекции, поражающие нервную систему плода.

В раннем детском возрасте дизартрия формируется, как осложнение перенесенных состояний:

  • инфекционно-воспалительные процессы мозговых оболочек;
  • тяжелая общая интоксикация;
  • гнойно-воспалительные патологии ЛОР-органов: синусит, отит;
  • травмы черепа.

Патология может настигнуть и взрослого человека при следующих отклонениях:

  • ишемическая форма инсульта;
  • формирование атеросклеротических бляшек, хроническая гипоксия мозга;
  • поражение нервных волокон при рассеянном склерозе;
  • новообразования головного мозга любой этиологии.

Проводить полноценную коррекцию и восстановительную терапию без воздействия на первопричину невозможно. Поэтому лечение всегда идет параллельно.

Степени заболевания

В зависимости от глубины поражения мозга и нейромышечного аппарата выделяют 3 формы патологии. Каждая сопровождается определенной тяжестью отклонений и возможностью коррекции:

  1. Легкая характеризуется напряженными артикуляционными движениями. Произношение шипящих и рычащих согласных замедленно, требует усилия, но в целом речь понятна.

Мимические движения сохранены не в полном объеме, но без явных нарушений. Слуховое восприятие звуков правильное. Прочие нарушения моторики отсутствуют. Первая стадия легко поддается коррекции при систематических занятиях.

  1. Средняя по распространенности занимает лидерство среди детей. Отмечаются трудности в простых движениях, удерживании позиции языка и губ. Речь неразборчивая с выпадением слогов, слова произносятся «в нос». Страдает мимика верхней половины лица, движение бровями, нахмуривание дается с усилием.

Постоянное, но незначительное слюноотделение, процесс глотания нарушен. Деткам сложно самостоятельно обслуживать себя. Мелкие движения, такие как завязывание шнурков, застегивание пуговиц осваиваются с трудом.

Такая форма требует длительной и кропотливой работы по восстановлению функций. Дети, как правило, учатся в коррекционной школе. При сохранении умственных способностей, восприятие звуков, следовательно, и правописание нарушается.

  1. При тяжелой форме отмечается полное расстройство речи, она состоит из отдельных звуков. Мимические движения отсутствуют, лицо приобретает черты маски.

Мышечный контроль полностью утрачен, челюсть отвисает, язык обездвижен. Отмечается обильное слюнотечение.

В нарушениях преобладает двухсторонний характер, но иногда наблюдается асимметрия, сдвиг пареза в правую или левую половину лица.

Симптомы

Проявления псевдобульбарной дизартрии можно заметить уже в новорожденном периоде:

  • ребенок напряженно сосет грудь или бутылочку, ему с усилием даются сами движения;
  • возникает быстрая утомляемость во время кормления;
  • малышу свойственны частые поперхивания и срыгивания.

В дальнейшем формируется тихий неразборчивый лепет. Мимика вялая. Наблюдается резкая смена тонуса артикуляционной мускулатуры: от чрезмерного напряжения до полного расслабления. Развитие речи запаздывает.

Первые слова появляются после 2,5 лет и сопровождаются нарушением ритма дыхания. Ребенок разрывает фразы короткими вдохами, виной тому повышенный тонус мышц грудной клетки.

Малыш разговаривает чаше односложными или двусложными словами. Большинство звуков дается с напряжением, при этом простейшие рефлексы: зевание, плач, улыбка, облизывание губ выполняются легко.

Дисбаланс между произвольными и рефлекторными движениями – характерная черта псевдобульбарной дизартрии.

Диагностика псевдобульбарной дизартрии

Выявление патологии проходит в три этапа. Для начала собирается анамнез протекания беременности:

  • наличие раннего или позднего токсикоза;
  • перенесенные инфекционные заболевания;
  • осложнения в родах;
  • травмы.

Поскольку псевдобульбарная дизартрия всегда сопровождается органическими нарушениями, проводится диагностика работы головного мозга, нервной системы, мышечного ответа. Основные методы:

  • магнитно-резонансное обследование;
  • ЭЭГ;
  • Электронейромиография.

Ключевое значение имеет психолого-логопедическая характеристика. При псевдобульбарной дизартрии, в отличие от других форм, страдают именно осмысленные действия. На что обращает внимание логопед:

  • амплитуда движения языка, выполнение точных упражнений губами, достаточно длительное удерживание позиций;
  • устная речь: запас и сложность произносимых слов, ритмичность, интонация, правильность звукового ряда, дыхание при разговоре;
  • письменная речь.

Важную роль в диагностике играет дифференцирование псевдобульбарной дизартрии от других видов патологии.

Коррекция и лечение

Поскольку заболевание комплексное, лечение проводится параллельно в нескольких направлениях:

  1. Медицинские процедуры нацелены на борьбу с первопричиной. Из лекарственных препаратов применяются ноотропные средства. Они улучшают кровоснабжение мозга, доставку кислорода, активизируют биохимические процессы.

Заметный результат дает иглоукалывание и точечный массаж. В комплексе назначаются успокаивающие ванны, ароматерапия. Для улучшения общей моторики – лечебная гимнастика.

  1. Профессиональная коррекция подразумевает занятия с логопедом. С помощью артикуляционной гимнастики прорабатывается правильное произношение звуков, слогов, простых и сложных слов. Ребенок учится общаться выразительно, уместно ставить интонацию, пополняется словарный запас. Параллельно идет развитие мелкой моторики.

Положительный эффект дают как индивидуальные, так и групповые тренировки. В первом случае ребенок сосредоточен на правильности выполнения задания, отведенное время полностью используется на упражнения. При занятиях в группе основной фактор – общение и социализация, проведение совместной деятельности.

  1. Домашние тренировки направлены на закрепление полученных навыков. Они складываются из комплекса артикуляционной зарядки, которую необходимо проводить несколько раз в день, общей гимнастики, специального массажа мимических мышц.

Детям с дизартрией полезно общение с домашними животными, занятия творчеством, водными видами спорта.

Профилактика

Поскольку этиология заболевания в 80% случаев связана с нарушением внутриутробного развития, особое значение обретает здоровье и благополучие будущей мамы. Важно:

  • своевременно встать под наблюдение специалиста;
  • отказаться от вредных пристрастий еще на этапе планирования беременности;
  • избегать возможности заражения инфекциями любого характера.

Особое значение необходимо уделить патронажу детей с родовыми травмами и перенесенными нейроинфекциями. Чем раньше выявятся признаки дизартрии и своевременно окажется помощь, тем успешнее будет лечение.

Полное восстановление артикуляционной функции происходит при легкой степени поражения, нормализация речи и контролируемая моторика – при средней.

Псевдобульбарная дизартрия требует терпения родителей, желания самого ребенка и профессионализма ведущего лечение специалиста. Но заболевание не считается неизлечимым. Лишь тяжелая форма патологии не разрешает человеку жить полноценной жизнью.

В остальных случаях при систематических тренировках, возможно, добиться впечатляющих результатов.

Источник: https://logoprav.ru/defekty/psevdobulbarnaya-disartriya

Стертая дизартрия у детей и методы ее коррекции

Что такое стертая дизартрия у детей и как ее лечить, методы коррекции псевдобульбарной формы

Очень часто у современных детей встречается патологии в произношении определенных слов. Проблема этого кроется в нарушениях нервного обеспечения речевого аппарата. При не полном (ограниченном) движении губ, языка и мягкого неба развивается затруднение в речи.

Это явление называется дизартрия. Причины дизартрии у детей могут быть очень различными, а сама патология конечно лучше поддается коррекции при первых ее проявлениях.

Виды патологии

Дизартрия имеет несколько форм, которые отличаются друг от друга локализацией поражения:

  • Мозжечковая. У ребенка наблюдается изменение в громкости речи, он может тянуть слова. Причина – поражение мозжечка или мозга.
  • Бульбарная. Наблюдается нарушение речи и проблемы с глотанием. Причиной может быть поражение мышц, которые несут ответственность за артикуляцию. Возможен паралич языкоглоточного, подъязычного, лицевого, тройничного или блуждающего нерва.
  • Псевдобульбарная. Речь без эмоциональной окраски, причина – неправильная работа корко-ядерных путей.
  • Холодовая. Проблемы с речью возникают только в те моменты, когда температура воздуха повышается или понижается. Ее провоцирует нервно-мышечный синдром.
  • Корковая. Ребенок не меняет структуру слов, однако, слоги произносит неправильно. Возможной причиной является нарушение функциональности коры головного мозга, которое приводит к проблемам в работе мышц, принимающих участие в произношении слов.
  • Экстрапирамидная (подкорковая). Речь невнятная, большинство звуков произносится назально. Проблема в подкорковых узлах.
  • Паркинсоническая. Замедленная, не совсем понятная речь. Наблюдается у больных паркинсонизмом.
  • Стертая. Ребенок не может произносить шипящие и свистящие звуки.

Это неврологическая классификация патологии. По выраженности дизартрия тоже имеет классификацию, она называется логопедической:

  • 1 степень – дефекты выявляются только при специализированном исследовании. Стертая форма дизартрии относится именно к этой степени.
  • 2 степень – речь понять можно, однако, все слышат ее дефекты.
  • 3 степень – только родители и близкие знакомые могут понять что говорит ребенок, все остальные понимают речь ребенка частично.
  • 4 степень – речь не может понять никто, либо она отсутствует вовсе.

Причины стертой дизартрии

Стертая дизартрия у детей – это барьерный момент при развитии какой-то конкретной патологии неврологического характера. Как правило, ее позиционируют как самую легкую форму псевдобульбарной. Если патология диагностируется и лечится на ранних этапах, то есть гарантия полного излечения от этого недуга.

Причины, которые могут вызвать данную патологию появляются у ребенка еще внутриутробно или при рождении, заключаются они в следующем:

  • гипоксия плода;
  • серьезные гестозы и токсикозы у матери;
  • почечные поражения или невропатия;
  • мать переболела вирусным заболеванием в начале беременности;
  • чрезмерная активность или, наоборот, слабость родовой деятельности;
  • родовая травма;
  • различные нейроинфекции.

Очень важно начать лечить патологию до 5 лет, так как только до этого возраста ее можно полностью устранить и обеспечить ребенку нормальное произношение всех слов.

Лечение после 5 лет будет осложняться не только сформированным восприятием ребенка, но и нарушениями психического характера.

В зрелом возрасте лечение патологии осложняется тем, что тело уже сформировано и активная стадия роста уже закончилась.

Клиническая картина

Симптомы стертой дизартрии развиваются на трех уровнях – артикуляционном, мелкой моторики и общей моторики. Ее можно распознать по следующим признакам:

  1. Ребенок быстро утомляется, активность, как правило снижена, движения ограничены. Малыш не может балансировать на одной ноге, плохо имитирует движения, практически не способен повторять элементарные физкультурные упражнения.
  2. Могут наблюдаться проблемы с обучением навыков самообслуживания, ребенок испытывает сложности в рисовании, а также в работе с мелкими предметами. В некоторых случаях может проявляться трудность в определении пространственного расположения предметов.
  3. Речь вялая, при этом язык и губы малоактивны, может наблюдаться парез мышц. Артикуляционные упражнения также даются ребенку с большим трудом. Кроме того, патология сопровождается изменением языка и его дрожанием – по этому признаку можно определить, что дизартрия стертая. Дизартрия может сопровождаться дрожанием голоса, такое явление наблюдается при условии, что мышцы лица напряжены. Нередко проявляется апраксия – затруднения при движении артикуляционного аппарата, при выполнении логопедических упражнений могут искривляться губы. Если у ребенка отмечается повышенное слюноотделение, то это указывает на слабый тонус мышц и проблемы с их управлением.

Перечисленные симптомы могут иметь сходство с другой патологией – дислалией – проблемы с произношением звуков. Но главным отличием этих патологий является правильное произношение отдельных звуков. При стертой дизартрии свистящие и шипящие или совсем не произносятся, или произносятся неправильно.

Врачи условно делят детей, у который имеется стертая дизартрия, на три группы:

  1. Дети с проблемами отличия звуков. Речевой аппарат в этом случае развит хорошо, а патология проявляется в том, что ребенку трудно произносить предлоги.
  2. На фоне патологии развивается расстройство фонематического слуха, при этом в речи ребенка имеются как грамматические, так и лексические ошибки.
  3. Недоразвитие фонематического восприятия, слоговые структуры строятся с трудом.

В связи с тем, что при стертой дизартрии детям сложно выражать свои мысли, у них может возникнуть расстройство восприятия, что может привести к различным психическим отклонениям.

Диагностика проблемы

Обследование пациентов со стертой дизартрии осуществляется не только логопедом, но и неврологом. Неврологическое обследование напрямую зависит от того какой клинический диагноз имеется у пациента. Очень важным и информационным обследованием является электрофизиологическое исследование – электронейрография, электроэнецефалография и прочие. Также показано МРТ головного мозга.

При логопедическом обследовании проводится оценка нарушения речи. Кроме того, специалист изучает строение артикуляционного аппарата и прочих показателей.

Если исследование проводится в уже зрелом возрасте, то проводят исследование письменной речи – переписывание текста, чтение, написание текстов под диктовку и прочие.

При диагностике очень важно дифференцировать патологию от дислалии, моторной алалии и от моторной афазии. Много информации по поводу дифференциации и диагностики патологии имеется в книге Архипова Е. Ф. «Стертая дизартрия у детей».

Коррекция патологии

Так как дизартрия не является отдельным заболеванием и часто наблюдается при патологиях нервной системы, все лечебные мероприятия должны иметь четкую схему. В нее должны входить как лечение основной патологии, так и логопедическая коррекция дизартрии. При этом обязательно должно учитываться состояние пациента и его возраст.

Методы лечения недуга комплексные, как правило, они состоят из следующих пунктов:

  • коррекция логопедического характера;
  • медикаментозные средства;
  • массаж;
  • ЛФК;
  • гимнастика для дыхательных центров.

Все медикаментозные средства назначаются психоневрологом, однако, каких-то специализированных средств для лечения дизартрии не существует, поэтом специалист назначает препараты, которые способны лишь устранить симптоматику и облегчить состояние пациента. Чаще всего прописываются:

  • Магне В6;
  • препараты, снимающие сосудистые спазмы – Пантогам.

В особо тяжелых случаях назначаются:

  • препараты для сосудов – Циннаризин, Инстенон, Кавинтон и прочие;
  • ноотропные средства – Энцефабол, Пантокальцин;
  • средства для метаболизма – Актовегин, Церебролизин;
  • успокоительные – Тенотен, Персен.

Неплохой эффект дают Церебркурин, Пирацетам.

Что касается логопедической коррекции, то она основана на всестороннем развитии речи – это и фонематический слух, и словарь, и грамматическое построение.

Чтобы лучше развивать восприятие на слух, улучшить память и внимание, а также благотворно повлиять на дыхание, общую моторику и артикуляцию применяется специальная гимнастика.

Она очень важна, так как дети с диагнозом дизартрия обычно испытывают большие затруднения в освоении навыков письменной речи.

Речь идет о дыхательной гимнастике Стрельниковой, которая отлично регулирует речевое дыхание и помогает сделать речь более плавной.

Дыхательные упражнения побираются для каждого пациента разные, в зависимости от степени и типа дизартрии, но суть гимнастки состоит в резком дыхании носом, именно на этом будет акцентироваться внимание пациента. Носовые вдохи делаются естественно и без определенного ритма, таким образом гимнастика охватывает все части тела и провоцирует усиленную потребность организма в кислороде.

Лечение дизартрии начинают проводить в стационаре, а затем пациент может долечиваться амбулаторно. Целью лечения является устранение первопричины, которая вызвала патологию, курс лечения обычно составляет около полугода.

Лечебная физкультура имеет большое значение, так как все виды упражнений в этом случае направлены на общую моторику. Показан массаж, который должен проводиться осторожно, чтобы не спровоцировать дополнительный мышечный спазм.

Последствия, прогнозы, профилактика

Каких-то ярких и серьезных последствий и осложнений дизартрия не имеет. С прогрессированием патологии может развиться анартрия, в результате которой больной не сможет вообще произносить звуки. К тому же патология сопровождается сильным психологическим дискомфортом, который может отрицательно сказаться на психологическом состоянии пациента.

Что касается прогнозов, то принимая во внимание полиморфичность заболевания, то лучше всего подается логопедической коррекции именно стертая форма недуга.

Если говорить о формах, которые провоцируют мозговые нарушения, то как правило, такие патологии лечению практически не поддаются и остаются на всю жизнь.

Прогноз целиком и полностью зависит от формы заболевания, степени ее развития, возраста пациента, терпения и соблюдения всех врачебных рекомендаций.

Профилактических мероприятий по поводу дизартрии конечно нет.

Однако, если при вынашивании ребенка, мать переболела инфекционными заболеваниями, были родовые травмы или прочие проблемы, которые могут спровоцировать дизартрию, необходимо более внимательно следить за психофизиологическим развитием ребенка. Кроме того, желательно не допускать патологического влияния психологических или физических факторов.

С детьми, которые имеют высокий риск развития дизартрии необходимо больше разговаривать, отвечать на их гуление, стимулировать лепет. Очень важно в раннем возрасте развивать хватательные движения, давать детям игрушки разной формы – в общем стараться развивать мелкую моторику.

Детям постарше надо обязательно читать вслух книжки, описывать картинки (самим и просить сделать это ребенка). При обнаружении первых симптомов дизартрии, нужно сразу же вести ребенка на прием к невропатологу и логопеду.

Инновационные технологии диагностики и коррекции дизартрии Денисова К.Л. Применение зондозаменителей при коррекции дизартрии Комплекс артикуляционной гимнастики при дизартрии Дизартрия. Как укрепить кончик языка при дизартрии? Постановка звуков при дизартрии. Как поставить звук Ц при дизартрии? Логопедический массаж, Архипова Е. Ф. Коррекция звукопроизношения при дизартрии Дизартрии – эффективное решение Логопед-дефектолог .Фрагменты занятий.Дизартрия. Занятие с ребенком, заболевание Дизартрия

Источник: http://medistoriya.ru/pediatriya/stertaya-forma-dizartrii-u-detey.html

Что такое стертая дизартрия у детей и как ее лечить, методы коррекции псевдобульбарной формы

Что такое стертая дизартрия у детей и как ее лечить, методы коррекции псевдобульбарной формы

Нарушение при произношении слов из-за проблем с иннервацией речевого аппарата сегодня встречается довольно часто. Ограниченность в движении губ, мягкого неба и языка приводит к затруднению речи или дизартрии.

Причины возникновения болезни разнообразны. Поэтому необходимо при первых же признаках провести диагностику, начать лечение.

Формы дизартрии

Формы этой детской патологии зависят от того, какое место подверглось поражению:

  • Бульбарная — подъязычный, тройничный, лицевой, блуждающий и языкоглоточный нерв парализован. В результате этого происходит поражение мышц, отвечающих за артикуляцию. Сопутствующим фактором этой формы становится проблема с глотанием.
  • Псевдобульбарная – нарушение в работе корко-ядерных проводящих путей. Главным признаком аномалии становится монотонная речь. Псевдобульбарная дизартрия имеет три степени – легкая, средняя, тяжелая.
  • Мозжечковая – поражение малого мозга или мозжечка делает речь тягучей с меняющейся громкостью.
  • Корковая – из-за повреждения коры головного мозга нарушается работа мышц, участвующих в произношении слов. При этой форме болезни структура слов остается без изменений, но произношение слогов изменяется.
  • Подкорковая или экстрапирамидная возникает в связи с нарушением в подкорковых узлах. Смазанная, невнятная речь с назализацией относится к главным симптомам.
  • Стертая дизартрия выражается нарушением произношения свистящих и шипящих звуков. Является патологией, связанной с микрооргоническим поражением головного мозга невыраженной этимологии.
  • Холодовая проявляется при нервно-мышечном (миастеническом синдроме). Речевые проблемы проявляются у ребенка в момент, если он находится в месте, где температура, повышенная или пониженная.
  • Паркинсоническая дизартрия развивается у больных паркинсонизмом. Речь становится невнятной, замедленной.

Степени

Помимо неврологической классификации патологии, есть еще логопедическая.

Она основывается на понимании речи ребенка окружающими и имеет несколько степеней:

  • К I степени относится стертая форма дизартрии. Дефекты могут быть выявлены только путем специального исследования.
  • При II степени речь остается понятной, но ее дефекты заметны всем.
  • Речь детей с III степенью понятна только родителям, знакомым. Посторонние понимают частично, то, о чем говорит малыш.
  • При IV степени речь ребенка полностью отсутствует или ее не могут понять даже родители.

Важно! Разные формы дизартрии начинают проявляться по-разному. Поэтому каждый конкретный случай требует индивидуальное лечение и подход.

Диагностика дизартрии

Все главные формы дизартрии имеют очаговое поражение мозга с неврологическими признаками.

Для правильного диагноза необходимо провести специальное неврологическое обследование:

  • Электроэнцефалографию;
  • Электромиографию;
  • Электронейрографию;
  • Магнитную стимуляцию трансканальную;
  • МРТ.

Страдающий дизартрией ребенок имеет нарушение техники речи, а не ее праксические функции. Это значит, что малыш, несмотря на дефекты, логически выражает свои мысли, понимает услышанное или написанное.

При дизартрии проводится дифференциальный диагноз.

Основан он на общем обследовании с учетом:

  • нарушений речевых или неречевых;
  • психоневрологического состояния и возраста ребенка.

Важно! На сегодняшний день созданы способы для определения дизартрии на ранних сроках.

Дизартрия чаще всего проявляется наличием псевдобульбарных симптомов. Признаки заметны даже у новорожденного.

Симптоматика этого вида проявляется:

  • Слабым криком или его отсутствием.
  • Сосательный рефлекс нарушен – младенец захлебывается, из носа может вытекать молоко.
  • Малыш плохо сглатывает или вообще не может глотать, синеет.

При тяжелой форме болезни ребенок не берет грудь. Его кормление осуществляется при помощи зонда.

С возрастом у детей, страдающих дизартрией, наблюдается:

  • Частичная артикуляция, стабильный дефект произношения.
  • Язык в ротовой полости расположен неправильно.
  • Проблемы с речевым  дыханием и задержка в развитии речи.

По этим признакам специалисты могут поставить диагноз. Для проведения дифференциальной диагностики были выделены основные признаки.

К ним относятся:

  • Проблемы с артикуляцией — тремор языка, неполное загибание кончика языка вверх;
  • Присутствие синкинезии – при движении языка происходит движение пальцев на руках;
  • Просодические расстройства;
  • Произношение замедленно;
  • Проблемы с удержанием артикуляции;
  • В переключении произношения возникают трудности;
  • Устойчивые нарушения с произношением звуков и в автоматизации поставленных звуков.

Для вынесения правильного диагноза прибегают к функциональным пробам. Логопед может попросить малыша открыть рот и высунуть. Его следует неподвижно удержать посередине рта.

Вместе с этим, ребенку демонстрируют разные передвигаемые предметы в боковом направлении. Он должен следить за ними, не забывая удерживать язык в нужном положении. Если язык малыша совершает движение одновременно с глазами, то это говорит о наличии дизартрии.

Во время обследования специалист:

  • Уделяет внимание произношению в момент покоя, при общих движениях и в момент мимики.
  • Также учитывается объем движения, темп, наличие рефлекторных содружественных движений конечностей.
  • А также точность, плавность и соразмерность при переключении.

При диагностике письменной речи выполняются задания:

  • по списыванию текста;
  • по написанию диктанта;
  • чтению отрывков и понимания прочитанного.

Важно! При вынесении диагноза следует проводить разграничение дизартрии от моторной алалии, афазии и дислалии.

Лечение

Главное направление в лечении дизартрии – это развить у малыша правильную речь, которая не будет мешать общению и обучению в дальнейшем навыкам чтения и письма.

Для терапии дизартрии специалист назначает комплексное лечение. Оно сочетает в себе медикаменты, занятия с логопедом и реабилитацию.

Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение проводится с применением ноотропов. Они специфически влияют на функции мозга, умственную деятельность, улучшают память. Стимулируют интеллектуальную деятельность и познавательные функции ребенка.

К таким лекарствам относятся:

  • Гопантеновая кислота или пантогам;
  • Энцефабол;
  • Церебролизин;
  • Глицин;
  • Семакс;
  • Фенибутс;
  • Кортексин.

Логопедическая работа с дизартрией и методы коррекции

Логопедическое лечение строится на специально подобранных занятиях. Специалистом составляется речевая карта, в которой содержатся данные диагностики, план коррекции, описание упражнений.

Логопеды при работе с такими детьми обращают внимание на всестороннее развитие речи ребенка:

  • грамматический строй;
  • фонетический слух;
  • словарный запас.

Специалистами, при занятиях, используются компьютерные тренажеры, программы, способные справиться с проблемой.

Важно! Логопедические занятия осуществляются в группе или индивидуально. Есть специализированные группы, детские сады, школы.

Реабилитация при дизартрии включает в себя:

  • акупрессуры;
  • точечный и сегментарно-рефлекторный массаж;
  • гирудотерапию;
  • иглоукалывание;
  • ЛФК.

На занятиях по коррекции дефекта проводится развитие:

  • мелкой моторики – гимнастика для пальчиков;
  • моторика речевого аппарата – артикуляционная гимнастика и логопедический массаж;
  • дыхательная гимнастика;
  • ые упражнения;
  • исправление и закрепление нарушенного звукопроизношения;
  • развитие речевой коммуникации и выразительной речи.

В зависимости от степени тяжести и вида дизартрии различаются способы работы по коррекции.

Основные этапы работы:

  • развитие мышечного тонуса речевого аппарата при помощи массажа;
  • формирование правильного произношения путем специальных упражнений;
  • при помощи уже поставленных звуков проводится обучение правильной артикуляции.

Важно! Нетрадиционные формы лечения дизартрии – дельфинотерапия, пескотерапия, изотерапия имеют положительные результаты.

Упражнения

При лечении заболевания нужно тренировать дыхательную систему. Для этого можно делать упражнения по методу А. Стрельниковой. Они представляют собой резкие вздохи при наклоне и выдохи при выпрямлении.

Хороший результат дают самостоятельные занятия. После консультации у специалистов, можно проводить лечение в домашних условиях.

Несложные упражнения по коррекции и развитие речи можно делать поочередно:

  • Упражнение для губ и щек:
  1. Щеки и губы надуть;
  2. Поочередно раздувать щеки;
  3. Втягивать щеки между зубов;
  4. Имитировать сосательные движения;
  5. Делать вибрацию губами.
  • Гимнастика для нижней челюсти:
  1. Щелкая зубами открывать и закрывать рот;
  2. Взрослый пытается вытащить изо рта ребенка, зажатый в зубах бинт. Можно использовать леденец на палочке. Чем меньше он станет в размере, тем сложнее будет выполнить задание.
  1. Положить кусковой сахар за щеку малыша и попросить его рассосать;
  2. Облизывание губ.

Скороговорки, потешки помогают развить звукопроизношение.

Прогноз дизартрии

Своевременная диагностика и вовремя начатая терапия по коррекции дизартрии может дать хорошие результаты. Немаловажно в борьбе с недугом усердие самого пациента и его близких. Особенно эффективно это при стертой дизартрии.

Детям с тяжелой формой заболевания можно слегка улучшить речевые функции.

Профилактика расстройства произношения у детей с перинатальными поражениями заключается в медико-педагогической работе на ранних стадиях. Также следует ограждать малыша от травм, токсических воздействий и нейроинфекций.

Поддержка ребенка больного дизартрией родными и близкими людьми имеет немаловажное значение. Малышу необходимо сформировать стимул для самостоятельных упражнений и занятий. Для этого его необходимо хвалить при любых результатах. Это придаст ребенку уверенность в себе.

Важно! Ребенок должен всегда чувствовать любовь от родных людей, не зависимо ни от чего. 26.09.2016

Источник: http://mozgvtonuse.com/bolezni/stertaya-dizartriya-u-detej.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.