Гигиена детей и подростков: особенности ухода

Гигиена детей и подростков: 8 правил гигиены и режима дня детей

Гигиена детей и подростков: особенности ухода

Все мы знаем про режим дня. Но все ли мы ему следуем? Режим дня тренирует волю, организованность, дисциплинированность. Особенно он важен для детей. Ребёнок должен придерживаться примерно такого расписания:

  1. Просыпаться не позднее 7 часов.
  2. В течение 7 — 10 минут заниматься гимнастикой. Выполнять обтирания влажным полотенцем. Мыться под душем.
  3. Приём пищи. Принимать пищу нужно за 1,5 – 2 часа до начала физических упражнений. И через 40 минут после их окончания. Ужинать за 2 — 2,5 часа до сна. Кушать 4 — 5 раз в сутки. Употреблять меньше солёной, жирной и сладкой пищи.
  4. Домашнее задание следует делать в одни и те же часы. Через каждые 45 минут делать перерывы, во время которых нужно вставать из-за стола, походить. Сделать несколько физических упражнений, а не сидеть перед компьютером.
  5. Каждый школьник должен помогать взрослому. Прибирать свою комнату, выбрасывать мусор, мыть посуду.
  6. В свободное время хорошо заниматься чтением, прогулками на улице, любимым делом.
  7. Нельзя во вред сну тратить много времени перед телевизором или компьютером. Постоянный недостаток сна опасен. Он ослабляет нервную систему. Снижается работоспособность, защитные силы организма. Но и слишком долго спать вредно. Продолжительность сна зависит от возраста. Детям с 10 до 11 лет следует спать 10 — 10,5 часов. Когда у детей интенсивные тренировки, учёба, то спать нужно больше. Лучше раньше ложиться и раньше вставать с 22 часов вечера до 6 — 7 часов утра.
  8. Чистота — залог здоровья. Всю свою жизнь каждому человеку следует тщательно заботиться о своём теле. Важен уход за кожей, волосами, ногтями, полостью рта, следует мыть руки перед едой и после посещения туалета, принимать душ утром и вечером, содержать в чистоте одежду и обувь, жилое помещение.

Воздух в комнате должен быть прохладным:

  • для раздетого новорождённого 22 — 23 градуса по Цельсию;
  • для детей постарше 20 — 22 градуса;
  • для одетого ребёнка 18 — 19 градусов;
  • во время сна 18 — 19 градусов;

Воздух должен быть влажным на 40 — 60 %:

  • в отопительный сезон используем очиститель-увлажнитель воздуха под контролем гигрометра.

Воздух должен быть свежим:

  • проветривание сквозное. Когда детей нет дома, то каждые 1,5 часа по 10 минут;
  • через одно окно в холодное время года и ночью во время дневного сна;
  • в тёплое время постоянно;
  • воздух должен быть чистый, поменьше пылесборников( ковров и т. д.);
  • регулярная влажная уборка.

Гигиена грудного ребёнка

Для ребёнка важна цикличность и ритмичность. Когда его день будет построен по одной цепочке повторяющихся действий, то ребёнок будет чувствовать себя комфортно, будет уверен в следующем этапе.

Начинаться ваш день должен с ежедневного туалета. Его лучше проводить лучше перед первым или вторым кормлением. Он включает в себя уход за глазками, носовой полостью, ушами, кожей. Протираем глазки по направлению от уха к носику. Для каждого глаза смачивается отдельный тампон.

Туалет полости носа проводиться жгутиками, категорически нельзя использовать ватные палочки, потому что они достаточно толстые для маленького ребёнка и нежную слизистую очень легко травмировать. Мы смачиваем жгутики в вазелиновом масле и аккуратными движениями прочищаем носовые ходы от корочек. Ушки тоже чистим ватными жгутиками.

Обязательно нужно ухаживать за складочками малыша, после подмывания мы протираем их детским кремом или маслом. Менять подгузники необходимо часто — минимум 7 раз в сутки, так как частая смена лучшая профилактика пелёночного дерматита и опрелостей. Также профилактикой и лечением опрелостей являются: частые воздушные ванны, мази с содержанием цинка под подгузник.

Массаж и гимнастика

Массаж способствует улучшению кровообращения, движению лимфы, убирает застойные явления в тканях, стимулирует обмен веществ, повышает настроение. Делать его нужно за полчаса до кормления или через минут 40 после. Температура воздуха должна быть примерно 22 — 23 градуса.

Весь комплекс упражнений должен длиться 5 — 6 минут. Заниматься им должен профессиональный массажист. Тем не менее, мама может заниматься гимнастикой с ребёнком тоже: разводить ручки, поглаживать по грудной клетке, животик по часовой стрелке, стопы, спинку, кисти.

Также эффективны упражнения: велосипед ножками и отведение ножек в стороны.

Гигиена — это в первую очередь купание. Нужно ли ребёнку купание? Есть такое мнение, что ежедневные купания утомляют ребёнка, и он не настолько грязный, чтобы мыть его каждый день.

Если вы всерьёз озабочены здоровьем ребёнка, то ежедневное купание необходимо. Не только как очистительная, но и как закаливающая процедура.

При этом 3 — 4 раза в неделю детей можно купать с мылом, всё остальное время в воде или в отваре трав.

Температура лечебной ванны должна 36 — 37 градусов по Цельсию, продолжительность купания от 8 до 10 минут. Если есть кожные заболевания, то можно купать с отваром ромашки или череды.

Если у ребёнка нервная возбудимость, то можно принимать ванны с хвойным экстрактом. До заживления пупка лучше купать ребёнка в кипячёной воде в маленькой ванночке с температурой 36 градусов.

После заживления пупка можно купаться в большой ванне и воду не кипятить.

Купать ребёнка лучше в большой ванне, потому что там много места и ребёнок может спокойно дрыгать руками и ногами, тратить большое количество энергии и, самое главное, в этой ванне он устанет и проголодается. А значит, с аппетитом поест и хорошо будет спать. В воде уходит гипертонус и малыш учится ощущать равновесие, владеть своим телом.

Гимнастика в воде

  • до 3 месяцев выполняется в ванне, далее в бассейне;
  • обычно занимает 10 — 20 мин, длительность определяется настроением малыша;
  • формирует у малыша любовь к воде, позволяет чувствовать себя в ней уверенно.

Техника купания

Голова ребёнка находиться на мамином предплечье, а пальцами обхватывается плечевой сустав. В начале делаются проводки на спине. Затем выполняется рефлекторное отталкивание ножек ребёнком от бортиков бассейна. При проводках ребёнка на животе поддерживаем его под голову.

Одна рука поддерживает грудь, прижимает большим пальцем подбородок, вторая контролирует затылок. Подготовка к нырянию. Поливаем ребёнка из кувшина. При попадании воды на лицо ребёнок рефлекторно задерживает дыхание, что тренирует дыхательную систему.

В конце обливаем ребёнка водой комнатной температуры – закаливаем малыша.

Для подмываний используется проточная вода с температурой как у тела. Регулярное частое использование мыла даёт больше проблем, чем отказ от него. Лучше использовать мыло один раз в день максимум. Если подмывать каждый день с мылом, то это изменяет Рh среды, вызывает сухость, аллергию.

 Гинекологи рекомендуют использовать мыло 2 — 3 раза в неделю. Используете специальное мыло для детей. К нему предъявляют жёсткие требования: минимум красителей, без ароматизаторов. Также высокие требования к Рh.

Поэтому рекомендуется покупать жидкие мыла, предназначенные для ребёнка первого года жизни.

Когда мы подмываем девочку мыло не должно попадать на слизистые оболочки, то есть глубже больших половых губ. Девочка подмывается чистыми руками. Движения от пупа к попе и никак наоборот, чтобы каловые массы не попадали в половые пути. Если нет воды, только тогда можно использовать гигиенические салфетки. Они не должны содержать спирт и антисептики.

Часто родители девочек могут столкнуться с такой проблемой, как синехии. Синехии — это срастание, слипание малых половых губ. Почему это случается? Работа половых органов определяется количеством половых гормонов в крови. Женских половых гормонов эстрогенов очень мало в крови у девочек, из-за этого слизистые оболочки могут слипаться.

Синехии малых половых губ — это не болезнь, а физиологическая особенность. В очень редких случаях малые половые губы срастаются полностью, и моча накапливается во влагалище, тогда это состояние нужно лечить.

Также, если есть покраснение, боли при мочеиспускании, зуд, выделения. Лечение синехий проводится нанесением мази, содержащей эстрогены, 2 раза в день на зону сращения в течение 2 недель.

 Категорически нельзя самостоятельно разделять половые губы.

Трусики для девочки не должны сжимать, давить. Они должны быть из белого материала, так как красители могут вызывать аллергию, раздражения, сделаны из хлопка или льна. Бельё должно стираться детским мылом или порошками и обязательно прополаскиваться, проглаживаться. Детское бельё не должно стираться вместе с взрослым. На ночь лучше не надевать трусики, а спать в пижаме или шортах.

Кроме наружного мытья с мылом, для мальчика ничего делать не надо. То есть никто и никогда не рекомендует что- то тренировать и оттягивать. Часто родители сталкиваются с такой ситуацией, как фимоз. Фимоз — это ситуация, когда обнажение головки невозможно. Фимоз бывает двух видов – физиологический или нормальный, и патологический.

Физиологический фимоз —  это невозможность обнажить головку до окончания периода полового созревания. То есть фимоз до 15 лет это физиология, или норма. Обратитесь к  врачу, если мочеиспускание затруднено или болезненно, имеются признаки воспаления (боль, отёк, покраснение).

Трусы для мальчика также должны быть хлопчатобумажными. Искусственные ткани провоцируют потение, слущивание, что может вызвать неприятный запах и зуд. Мальчики обязательно должны носить трусы в виде боксеров, т. е. на передней части трусов должна быть муфточка для яичек.

Яички должны содержаться при температуре ниже на 5 градусов, чем температура тела, только в этом случае там будут развиваться нормальные сперматозоиды. А когда трусы сильно прижаты к телу (например, плавки), яички нагреваются до температуры тела и могут не выполнять свою функцию.

Уход за зубами

Показывайте на собственном примере, как ребёнку чистить зубки. Начинать ухаживать за зубами нужно после их прорезывания, в 6 месяцев, снимая налёт салфеткой. Приучать ребёнка чистить зубы утром и вечером можно уже с 2 — 3 лет, когда выросли все зубы.

 С 2 до 4 лет начинать пользоваться пастой без фтора. Не позволяйте детям младшего и среднего возраста пользоваться пастой для взрослых людей. Зубная щётка тоже подбирается соответственно возрасту. После еды лучше полоскать рот.

 Хорошо для эмали давать погрызть ребёнку огурец или яблоко.

Сразу, как вы приучите ребёнка к горшку, напоминайте ему мыть руки после него. Также мыть руки перед едой и после прогулки.

Закаливание — это система процедур, повышающих сопротивляемость организма к условиям окружающей среды. Посредством закаливания тренируются защитные силы организма, они подготавливаются к своевременной мобилизации.

Воздушное: во время массажа, купания, при каждом переодевании, при открытой двери в ванную.

Водное: при купании в ванной с температурой 33 — 32 градуса по Цельсию и бассейне, обливание после него прохладной водой на 2 — 4 градуса ниже, постепенно понижая температуру.

Ходьба босиком: по полу, по земле, по воде (по щиколотку) в ванне или озере.

Основной метод закаливания — это вода. Методы закаливание — обливание, обтирание, купание, контрастный душ. Чтобы повысить эффективность закаливания, сочетайте их с физическими упражнениями.

Правила закаливания

Не начинайте закаливания сразу с обливания холодной водой. Начинать следует с воздушных и солнечных ванн. Прежде, чем начинать закаливание, необходимо  избавиться от инфекций: насморка, кашля, кариеса и т. д.

Лучше начинать закаливание, проконсультировавшись с лечащим врачом. Первые водные процедуры – ванночки с водой, обтирание прохладной водой. Закаливайтесь регулярно, не пропускайте ни одного дня.

Закаливайтесь постепенно, снижая температуру на 1 градус через каждые два дня.

Следуйте режиму труда и отдыха

Но помните, что отдых — это не «ничегонеделание». Это не сидение перед компьютером или телевизором. Это активный вид деятельности, когда ребёнок переключается с одного вида занятия на другое. Это прогулки, спорт, творческая деятельность, походы, путешествия.

Движение оказывает благотворное влияние на развитие нервной системы, силы мышц, адаптации к условиям окружающей среды. Мышечные нагрузки увеличивают частоту дыхания, совершенствуют сердечно-сосудистую систему.

 Дети, имеющие физическую нагрузку, лучше спят, хорошо выглядят, меньше подвержены стрессу.

Кожа защищает нас от вредных условий окружающей среды. В течение дня на коже образуются капельки пота и жировой слой. Если её долго не мыть, на коже накапливаются потожировые выделения, которые задерживают на себе частички пыли.

От неё кожа становится грязной и грубой, перестаёт защищать тело. Конечно, вы всё это знаете. Так расскажите это всё своим детям, только сделайте это интересно, эмоционально, с разными приключениями.

Например, придумайте историю про добрых человечков, которые защищают наше тело от злых бактерий. Пусть личная гигиена станет для ребёнка веселой процедурой.

Источник: https://kroha.info/uhod/osnovnye-pravila-gigieny-detej-i-podrostkov

Раздел 20. Уход за подростком, воспитание и гигиена в подростковом возрасте

Гигиена детей и подростков: особенности ухода

Старший школьный возраст, т. н. подростковый период (с 12 до 17–18 лет), характеризуется резким изменением функции эндокринных желез. Для девочек это период бурного полового созревания, для юношей – его начало.

Это препубертатный ростовой скачок со свойственной ему некоторой дисгармоничностью, возникновением и развитием черт, характерных для пола. Это самый трудный период психологического развития, формирования воли, сознательности, нравственности.

Это период установки всей системы жизненных ценностей, отношения к себе, к родителям, сверстникам, обществу. Здесь и крайние суждения, и крайние поступки, стремление к самоутверждению и конфликтам.

Принципы организации рационального режима

Воспитание здорового подростка с гармонично развитыми духовными и физическими силами неразрывно связано с разработкой рационального режима дня и гигиенической регламентацией различных сторон жизнедеятельности подрастающего поколения.

Здоровье растущего организма определяется прежде всего созданием благоприятных условий для различных видов деятельности в учебно-воспитательных учреждениях и дома, рациональным питанием, правильным чередованием труда и отдыха, соблюдением правил личной гигиены, разумной организацией досуга, предупреждением вредных привычек. Все это должно учитываться при построении режима дня.

Рациональный режим предполагает соответствие его содержания, организации и построения определенным гигиеническим принципам. Эти принципы обоснованы законами высшей нервной деятельности человека и анатомо-физиологическими особенностями и психологическими возможностями растущего организма.

Приучать подростков выполнять режим дня необходимо с ранних лет, когда легче всего вырабатываются привычки к организованности и порядку, к систематическому труду и правильному отдыху с максимальным проведением его на свежем воздухе. Делать это необходимо постепенно, последовательно и ежедневно.

У подростков еще относительно слабы процессы внутреннего торможения и малоподвижность нервных процессов. Последнее затрудняет, а иногда делает совершенно невозможным быстрый переход нервных клеток от состояния возбуждения к состоянию торможения, что может стать причиной хронического переутомления.

Эти физиологические особенности определяют один из главных гигиенических принципов построения правильного режима дня – строгое его соблюдение, недопустимость частых изменений, а также постепенность перехода к новому режиму обучения и воспитания.

режима и суммарная продолжительность всех режимных моментов определяются одним гигиеническим принципом: все виды деятельности и отдыха должны учитывать возрастные особенности организма.

Характер и длительность различных видов деятельности должны соответствовать функциональным возможностям подросткового организма, отдых должен обеспечивать полное восстановление всех физиологических систем организма.

Основными компонентами режима являются сон, пребывание на свежем воздухе, учебная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору, рациональное питание, личная гигиена.

Соблюдение режима дня требует отведения достаточного времени на выполнение всех необходимых элементов жизнедеятельности, высокой работоспособности на протяжении всего периода бодрствования, предупреждения развития утомляемости и повышения общей сопротивляемости организма. Этим определяется ведущая роль режима в системе мер профилактики заболеваний.

Состояние здоровья и его профилактика

По данным некоторых исследователей, в России в конце 1990-х гг. только 10% всех выпускников общеобразовательных школ могли считаться здоровыми, 50% имели многофункциональную патологию, 40% – хронические заболевания (Баранов,1998 г.).

Доля абсолютно здоровых девочек за последние 20 лет снизилась с 28,3% до 6,3% (Царегородцев и др.,1997 г.).

Результаты другого исследования, проведенного в Москве, показали, что в начале репродуктивного периода 65,6% девушек-школьниц имели определенные проблемы со здоровьем, 36,1% – хронические заболевания, 23,6% – гинекологические экстрагенитальные заболевания, аномалии конституции и патологические состояния, способные ограничить их репродуктивную функцию (Зарубина, 1998 г.). С возрастом динамика состояния здоровья девочек – будущих матерей – имеет ярко выраженную отрицательную тенденцию: за период обучения в средней школе у девушек ухудшилось здоровье почти в 2 раза (Зарубина, 1998 г.). Более того, стремление к хорошей успеваемости далеко не всегда сопровождается сохранением здоровья на должном уровне. Ю.А. Гуркин (1997 г.) проанализировал «синдром отличницы», для которого, по его данным, характерно наличие гипоксии, вегето-сосудистой дистонии, нарушение менструальной функции.

Самооценка подростками своего здоровья, по данным опросов, оказывается значительно выше, чем оценка, даваемая медиками. Опрос подростков в Костромской области (была опрошена 1 тыс.

подростков возрасте 13–16 лет) показал, что 60,7% опрошенных охарактеризовали свой нервно-психический и физический статус как хороший, а еще 15,5% – как отличный.

Тем не менее каждый 10-й подросток отметил у себя наличие хронических заболеваний.

Подростковый возраст – это особенный период как для становления репродуктивной системы, так и для становления личности и формирования своего отношения к ценностям жизни. По данным уже упомянутого костромского обследования, 73,8% подростков относят состояние здоровья к основным ценностям жизни.

В порядке снижения рангового места девушки-подростки указывали на следующие ценности: образование, состояние здоровья, ощущение свободы и независимости, микроклимат в семье, интимные отношения, духовные ценности, физическую культуру (Шарапова, 1998 г.).

Таким образом, нельзя говорить, что молодежь недооценивает важность хорошего здоровья.

В то же время объективные наблюдения указывают на гигантский рост среди подростков т. н. «социально значимых» заболеваний (ЗППП, туберкулеза, наркомании). Заболеваемость туберкулезом у подростков за 1990-е гг.

более чем удвоилась, заболеваемость сифилисом увеличилась во всех возрастных группах населения, но наиболее интенсивно – в самой младшей. К началу 2000 г. Минздравом зарегистрировано около 27 тыс. случаев ВИЧ-инфекции, при этом более половины из них – в 1999 г.

Молодежь от 15 до 29 лет составляет 75% новых случаев заражения.

Уровень смертности подростков в России – высокий по сравнению с другими развитыми странами, и в течение первой половины 1990– х г г. он возрастал. К 1995 г. по сравнению с 1979 г.

коэффициент смертности в возрасте 15–19 лет повысился у юношей в 1,4 раза, у девушек – в 1,5 раза.

Основными причинами роста смертности стали несчастные случаи, отравления, травмы, насильственные причины смерти, а также инфекционные заболевания.

Таким образом, профилактика инфекционных заболеваний, таких как заболевания, передаваемые половым путем, туберкулез, ВИЧ/СПИД, актуальна для молодого поколения в плане сохранения здоровья.

Большую работу по профилактике этих заболеваний, а также алкоголизма и наркомании постоянно организуют и проводят областные и районные диспансеры туберкулезного, кожно-венерологического, наркологического профиля, центры по борьбе с ВИЧ/СПИДом, центры планирования семьи, центры сананитарно-эпидемиологического надзора.

Эти организации располагают достаточным материалом, в т. ч. собственными наблюдениями по вышеназванным темам.

10–12 лет

Дети дифференцируют свое отношение к теме в зависимости от возраста. Например, в 2001 г. в Санкт-Петербурге и Москве были проведены исследования, показавшие, в каком возрасте и как получают дети знания о наркотиках (Данилин А., Данилина И., 2001 г.).

10–12 летних ребят интересует все, что связано с наркотиками, – их действие, как их принимают. О жутких последствиях употребления если и слышали (большинство из них говорят, что никогда не слышали), то всерьез эти сведения не воспринимали.

Сами наркотики пока не пробовали, с наркоманами знакомы единицы (о таком знакомстве рассказывают с гордостью). Знания отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов.

Необходимо отметить, что это возраст появления любопытства к наркотикам, возраст подражания и формирования «моды». В этом возрасте школьники начинают играть «в наркоманов» и интересоваться видеофильмами о борьбе с наркомафией.

Частое и практически всегда непрофессиональное обсуждение проблемы наркотиков средствами массовой информации (в первую очередь на телевидении) по большей части дает прямо противоположный эффект – усиливает любопытство к наркотикам и наркоманам.

12–14 лет

Основной интерес у ребят вызывает возможность употребления «легких» наркотиков – марихуана наркотиком не считается.

О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые; пробовали наркотики немногие – из любопытства; знакомы с потребителями и распространителями практически все.

О наркотиках знают много – из опыта знакомых или по рассказам. Многие сведения недостоверны, информации об отрицательных сторонах действия наркотиков практически нет. Опасность употребления сильно недооценивается. Разговаривают о наркотиках только между собой (это «страшная тайна» для взрослых, следовательно, органическая часть молодежной культуры).

Для многих подростков это возраст первого знакомства с наркотиками. Чаще всего это пробы вдыхания растворителей или прием под влиянием сверстников каких-либо таблетированных психоактивных препаратов.

14–16 лет

По отношению к наркотикам формируются 3 группы.

1. Употребляющие и сочувствующие – интересуются вопросами, связанными со снижением риска при употреблении наркотиков. Не верят в привыкание.

Употребление наркотиков считают признаком независимости и «крутости». Среди членов этой группы много ребят, являющихся лидерами по характеру.

2. Радикальные противники – «сам никогда не буду и не дам гибнуть другу». Многие из членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.

3. Группа, не определившая своего отношения к наркотикам. Значительная ее часть может начать употребление под влиянием друзей. В основном в этой группе находятся ребята, относящиеся к проблеме наркотиков с плохо скрываемым любопытством.

16–18 лет

Группы сохраняются, но число неопределившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках – они детализируются и становятся более объективными. Появляется первая негативная информация (в основном из опыта сверстников, употребляющих «сильные» наркотики).

В группе употребляющих и сочувствующих пожинают первые плоды, в связи с этим большой интерес вызывают криминальные последствия употребления и скорость развития процессов, влияющих на здоровье.

Глобальной проблемой наркоманию считают немногие. Среди радикальных противников растет число людей, осознающих необходимость активных действий, направленных на изменение ситуации. Ребята начинают осознавать наркотики как глобальную проблему.

Источник: https://aupam.ru/pages/uhod/spravochnik_po_uxodu_za_bolny/page_20.htm

Гигиена детей и подростков: правила и режим

Гигиена детей и подростков: особенности ухода

Из-за резких изменений в функциях и физических особенностях организма, которыми отличается подростковый возраст, образ жизни и принципы личной гигиены должны быть хорошо изучены как самим ребенком, так и родителями – для профилактики возникновения проблем. Важнейшую роль играют основные принципы:

  • режим дня;
  • учебный режим – правила последовательности занятий и отдыха;
  • время прогулок на свежем воздухе;
  • сон (длительность, количество часов в день и режим);
  • режим отдыха;
  • двигательная активность подростка;
  • рацион и интервалы между завтраком, обедом, полдником и ужином;
  • личная гигиена (это сложный возраст в гормональном плане).

Необходимо следить за соблюдением гигиенических норм в помещении, где живет ребенок. Нельзя, чтобы воздух был сухим. Комнату надо проветривать, проводить влажные уборки.

Для школьников важнее всего – здоровый и крепкий сон, не менее девяти часов. Перед засыпанием запрещен просмотр телевизионных передач и работа за компьютером.

Игры, требующие двигательной активности, также перед сном не должны проходить.

Что касается свежего воздуха, то количество прогулок должно составлять не менее трех-четырех часов в день (включая поход в школу без транспорта и т.п.). Также важно качество: прогулка по загазованной улице не считается пребыванием на свежем воздухе. Как минимум, это должен быть парк или хотя бы сквер.

Рацион юношей и девушек в этот возраст не сильно отличается от рациона детей 7-10 лет. Впрочем, и взрослым рекомендовано питаться именно так: исключить жирные, жареные и копченые блюда. Мясо – говядина или кролик, возможно – нежирная свинина.

Цитрусовые фрукты и бананы вредоносно влияют на организм, но без яблок, груш, слив, крыжовника – не обойтись. Это незаменимые источники витаминов. Иммунитет в зимний период повышает не лимон, как считают многие, а кислая капуста – она содержит огромное количество витамина С.

Образ жизни тоже влияет на иммунную систему.

В переходный возраст важно следить, чтобы ребенок не увлекся фаст-фудом, ведя небрежный образ жизни. Именно в 13-14 лет чаще всего начинается гастрит и холецистит.

Для мальчиков постарше серьезным звеном в неправильном питании являются слабоалкогольные напитки: они зачастую содержат, кроме спирта, большое количество красителей, сахара и т.п.

, раздражающих слизистую желудка и приводящих к часто необратимым нарушениям работы желудочно-кишечного тракта.

Гигиена труда

Образ жизни детей должен иметь определенные соблюдаемые правила. Гигиена детей и подростков – не только питание, прогулки и сон. Также это и трудовой режим. В наше время многие родители сильно вредят своим чадам, заставляя их учиться слишком много или, напротив, мало, не соблюдая перерывы и смену деятельности с интеллектуальной на двигательную.

Центральная нервная система юношей не выдерживает перенапряжения, если таков образ жизни, что ребенка отдают сразу в 2-3 кружка, например, изучения языков, шахмат, поэзии.

Если есть желание занять подростка на долгое время, то хотя бы надо подобрать разные секции: литературная и спортивная, танцевальная и языковая.

Смена трудовой активности в столь сложный возраст способствует лучшему развитию как физических, так и психических параметров у мальчиков и девочек в таком возрасте.

Правила личной гигиены труда (трудовой образ жизни) таковы: любая учеба должна начинаться после 1,5 часов отдыха (желательно подвижных игр). После труда, опять-таки, рекомендуется отдых. А вот прием пищи – не позднее чем за полчаса-час до учебы и не ранее чем через полчаса после нее (так как нервное напряжение негативно влияет на работу желудка).

Гигиена детей и подростков в плане трудовых занятий должна включать в себя и общественно полезные работы (помочь отцу с починкой мебели, например, — для юношей, или шитье нужных для дома вещей – для девочек).

Это необходимо, чтобы психологически подросток чувствовал необходимость себя в этом мире, социально развиваясь быстрее и лучше, создавая для себя в обществе более самодостаточный образ.

Свыше двух часов подряд заниматься не следует. Перерывы, как и в школе, должны быть каждые 45 минут, минут на 10-15.

Во время них проветривается помещение, ребенок может размяться (например, сделать легкую зарядку). После выполнения заданий обязательна прогулка.

Образ жизни детей складывается в идеале из правильной последовательности сна, отдыха, труда и спорта, то есть – правильного режима во всех аспектах.

Личная гигиена

Личная гигиена подростков отличается от гигиены младенцев и детей младшего школьного возраста – правила немного другие. Ребенок должен сам следить за своим внешним видом, этим меняя образ жизни: чистыми волосами, кожей и телом.

Переходный возраст характеризуется появлением акне – угрей и прыщей. Это обусловлено гормональной перестройкой организма.

Детский дерматолог выпишет нужные тоники и мази и расскажет правила ухода за кожей. Самостоятельно лучше не выбирать косметику от прыщей – она может только усугубить ситуацию. Главное правило – чистота. Ее правила: умывание должно происходить два раза в день. Руками лицо трогать не надо. Загар (сильный) имеет на кожу плохое влияние (особенно это касается лица).

Личная гигиена детей и подростков в этот возраст также обязательно состоит в правильном уходе за половыми органами. У девочек начинаются менструации, поэтому важно посетить детского гинеколога. Он разъяснит, как правильно использовать прокладки, а вот тампонами пользоваться не стоит – это может оказаться опасным.

Каждый день следует принимать душ. Для бритья лица у мальчиков (это возраст начала роста волос на лице), ног и подмышек у девочек надо приобрести безопасную, хорошую бритву, и не пользоваться одноразовым лезвием дважды, чтобы не занести инфекцию при наличии ранок.

Личная гигиена детей и подростков относительно ротовой полости не различается: зубы надо чистить дважды в сутки, а после каждого приема пищи обязательно пользоваться зубной нитью.

При малейших симптомах патологий зубов, кариеса, необходимо обращаться к стоматологу.

В 13 лет как раз заканчивается появление всех коренных зубов (кроме зубов мудрости), поэтому советы стоматолога надо неукоснительно исполнять.

«Как приучить ребенка к личной гигиене»

В ролике вы узнаете некоторые полезные советы и рекомендации, применив которые, вы сумеете приучить своего малыша к нормам гигиены.

Источник: http://LechimDetok.ru/uhod/gigiena-detej-i-podrostkov-5778.html

Гигиена подростков и детей: режим, рекомендации, задачи

Гигиена детей и подростков: особенности ухода

Рассматриваемая дисциплина изучает гигиенические проблемы детей и подростков, факторы, влияющие на здоровье, а также воспитание крепкого как духовно, так и физически, человека.

Учитывая анатомо-физиологические особенности организма, дети очень сильно отличаются от взрослых, соответственно, они требуют иной гигиены. Эту специфику можно объяснить тем, что, как дети, так и подростки растут, развиваются, усовершенствуются и формируются.

Поэтому они более уязвимы, более зависят от влияния различных воздействий и факторов.

Это – очень важная дисциплина, так как от того, как функционирует организм в момент воздействия на него чего-нибудь, зависят его дальнейшее существование и формирование. Известно также, что большинство патологий формируются в раннем возрасте.

Сегодня существуют проблемы детей, среди которых распространение заболевания, именуемые «школьными»:

  • анемия;
  • близорукость;
  • нарушение осанки;
  • заболевания, связаны с нервами.

И это далеко не все перечисления. Хроническими становятся заболевания нервной системы, пищеварения, кровообращения и других органов или их систем.

Все эти проблемы, полученные ещё в детстве или подростковом возрасте, влияют в дальнейшем на самочувствие, трудоспособность и даже продолжительность жизни.

Именно поэтому очень важно рассмотреть проблему на раннем этапе её развития, дабы принять все необходимые меры по её устранению. Это и является основной задачей гигиены детей и подростковой медицины.

Задачи гигиены детей

Эта наука изучает охрану и возможности укрепления здоровья. Гигиена делится на разделы: детская гигиена (дошкольный и школьный возраст) и подростковая гигиена (в эту группу входят молодые люди, которые учатся в старших классах или высших учебных заведениях).

Гигиена детей занимается работой, которая способствует улучшению состояния здоровья самых меньших граждан, так как подрастающее поколение чрезвычайно часто болеет, а также очень малая его часть может считаться практически здоровой. Очень важно создать такую среду, в которой дети могут жить, учится, а в дальнейшем и работать с наименьшими угрозами или внешним влиянием на здоровье, развитие и трудоспособность.

Логичным будет вопрос, существуют ли какие-либо принципы гигиены подростков и детей, которые способны чётко разделить потребности взрослого организма и развивающегося. Да, они есть и называются принципами нормирования:

  • специфичность норм. Это понятие включает в себя изучение особенной чувствительности молодого поколения к некоторым влияниям и факторам как природным, так и связанным с деятельностью человека;
  • непостоянство норм. Это относится как к детской гигиене, так и к подростковой, ведь в разные периоды роста и развития организм имеет разные потребности, и это надо обязательно учитывать;
  • тренирующая направленность. Гигиена отвечает не только за создание благоприятных условий, какие не будут поддерживать состояние здоровья, но и за разработку норм, которые способны улучшить самочувствие и усовершенствовать организм;
  • дифференциация норм. Ни для кого не секрет, что рост и развитие организма зависят не только от возраста особи, но и от пола. Поэтому необходимо разрабатывать специальные приспособления, учитывая различные потребности мальчиков и девочек.

Рассматриваются и другие области, которые прямо или косвенно могут воздействовать на здоровье человека в подростковом периоде или перспективой развития личности. Гигиена молодежи также ориентируется на такие проблемы:

  1. Природные и искусственные факторы, условия труда, которые каким-либо способом могут воздействовать на организм.
  2. Работа над усовершенствованием охраны здоровья, создание среды, в которой нормальному детскому или подростковому состоянию будет грозить минимальное количество неблагоприятных факторов или влияний.

Есть множество причин усугубления здоровья растущего поколения. Учёные, в большинстве случаев, винят плохую экологию, плохое или даже аварийное состояние детских и подростковых учреждений. Конечно, оба утверждения имеют право на существование.

Так как сегодня множество городов стали промышленными центрами, экологическая ситуация в них очень опасна.

Никто не следит за тем, чтобы придерживаться норм или законов международного значения, и это в первую очередь вредит нашим же детям.

Их организмы, словно губки, впитывают в себя все, что их окружает. Если хотим, чтобы у нас было здоровое будущее, надо думать о его безопасности сейчас.

Техническое, материальное и санитарное состояние тех или иных учреждений тоже оставляет свой отпечаток на здоровье детских и подростковых организмов.

Небрежное отношение к уровню освещения помещений, питьевая вода, которую, на самом деле, пить не рекомендуется, не соответствующая стандартам мебель – эти и ещё много других ошибок, недосмотров, которые прямо влияют на здоровье.

Они способны ухудшить зрение, пищеварение, осанку, кровообращение и вызвать множество страшных болезней, о которых можно даже не подозревать.

Именно гигиена должна следить за созданием и удерживанием соответствующих условий. А также к обязанностям этой дисциплины можно отнести ответственность за провождение профилактики различных вирусных заболеваний, которые способны в дальнейшем спровоцировать появление и распространение эпидемии.

Гигиена включает в себя процедуру контроля качества не только условий, но и предметов, с которыми должно работать растущее поколение. Даже состояние учебников должно иметь подтверждение из санэпидемстанции о том, что оно может использоваться без вреда для здоровья детей и подростков.

Режим, как элемент гигиены

Важным аспектом является разработка правильного планирования дня, расписание, которое позволяет чередовать физическую нагрузку с умственной. В случае создания такого расписания, можно избавиться от некоторых проблем, а также исключить их вторичное появление.

Чтобы обеспечить благополучие, с точки зрения санитарии и эпидемиологии, врачи должны выполнять свои обязанности. Например, в обязательном порядке должны проводиться такие мероприятия:

  • анализировать результаты исследований факторов или условий, которые как-то влияют на организм молодого человека;
  • распределять детей по группам здоровья на основе знаний демографических, физических и медицинских данных;
  • знать все особенности жизни детей. ​

Детские врачи должны быть прекрасными психологами, ибо подростковый период всегда требует совершенно особого подхода к пациенту.

Особенности организма

Существуют определённые факторы, которые имеют большое влияние на здоровье детей и подростков. Они могут вызвать как положительные реакции организма, так и привести к развитию болезней и существенных изменений в состоянии здоровья.

Важными являются биологические, социальные, эпидемиологические и много других категорий факторов. Например, под названием биологического подразумевается не только индивидуальное развитие ребёнка, но и здоровье и возраст родителей.

Коль во время беременности у матери были осложнения, если по роду передаются отдельные заболевания — все это очень важно для работы гигиены, ведь таким способом можно изучить проблему и либо извлечь её, либо создать максимально комфортные для нормального функционирования организма условия.

Социальные факторы – отдельная тема, ведь сюда входит очень много аспектов, которые способны сильно повлиять на здоровье молодежи. Это и жилищные условия, и нормальное питание, и отношения в семье, характеры членов семьи, общение с людьми и даже наличие или отсутствие домашних животных.

Питание и образ жизни подростка

Очень важным является питание. Нельзя все время ограничивать себя в выборе продуктов, надо употреблять разнообразную пищу, в которой содержится много витаминов разного рода, полезных веществ.

Именно в процессе обмена веществ мы получаем жизненно важную энергию. Но стоит помнить и о том, что переедание может иметь последствия даже худшие, чем недоедание.

Следовательно, можно встретиться с проблемами зрения, пищеварения, искривления хребта, ожирения, кровообращения и со многими другими.

Много решает образ жизни, режим дня, продолжительность сна, активность, отсутствие вредных привычек. Нужно уметь правильно работать и правильно отдыхать. Наш организм не любит перегрузок, поэтому нужно поочерёдно менять вид деятельности или отдыха.

Всем известно, что многое для состояния здоровья значат эпидемии. Они плохо отражаются на развитии, ведь организм тратит очень много сил на борьбу с болезнью и поправку после неё. Возможны также различные усложнения, какие могут ещё больше навредить здоровью, чем сама инфекция. Необходимо помнить о прививках, которые помогут уберечь молодежь.

Школьным годам гигиена приделает особо много внимания, так как из-за неправильного освещения, неподходящей мебели и неудобного для организма режима дня и количества нагрузок усугубляется состояние здоровья детей.

Часто отсутствие качественной питьевой воды, еды и нарушения санитарных норм приводят к очень плачевным результатам.

Комплекс всех этих проблем вызывает появление многочисленных заболеваний, а также вечного переутомления молодого организма.

Технические средства обучения также сильно влияют на детей. Облучение, неправильное освещение, нерациональное распределение времени могут негативно сказаться на трудоспособности молодёжи. Гигиена обязана свести риск усугубления состояния здоровья к минимуму.

Группы здоровья

Дети и подростки распределяются по группам, учитывая особенности их здоровья. Таким образом, можно дать характеристику состояния и функционирования целого организма. Чтобы определить группу, надо оценивать особенности, учитывая признаки здоровья:

  • нормальный уровень физиологического развития;
  • отсутствие любого заболевания в момент обследования;
  • соответствие психического и физического состояния возрасту.

Таким образом, определяется 5 групп школьников, каждая из которых имеет свои особенности и отдельные потребности. Задача коллектива, отвечающего за здоровье подрастающего поколения, лежит в правильном дифференцированном подходе к каждому. Нужно обеспечить хорошие условия для работы, обучения и отдыха всех групп детей и подростков.

Нужно ответственно подходить к вопросам гигиены молодёжи, ведь от состояния их здоровья и трудоспособности сейчас зависят развитие, рост и жизнеспособность в будущем.

Источник: https://mama.guru/razvitie-detey-ot-goda-i-vospitanie/gigiena-detey-i-podrostkov-vazhneyshie-momenty.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.