Плюсы и минусы раннеего развития ребенка

Содержание

Раннее развитие детей – плюсы и минусы раннего развития детей

Плюсы и минусы раннеего развития ребенка

Раннее развитие детей – тема, ставшая достаточно модной в последние десятилетия.  Ведь как же хочется родителям сделать ребенка самым-самым как можно раньше.  Включиться в эту гонку за лучший детский сад, потом – лучшую школу, лучший вуз.

И вроде бы идея-то хорошая – как можно раньше начать интеллектуальное развитие ребенка.  Ведь кажется, что чем раньше начнешь – тем больших высот он достигнет.  Но так ли это на самом деле?

Всему свое время

В противовес идее раннего начала занятий по интеллектуальному развитию ребенка есть и другие мнения исследователей.

Например, Вальдорфская педагогическая школа основывается на том, что раннее интеллектуальное развитие ребенка негативно сказывается на эмоциональной сфере.  Т.е.

если делать акцент на развитии логики и познания мира с помощью интеллекта, то соответственно, чувственное, эмоциональное развитие может несколько затормозиться.

Исследователи, работающие в системе вальдорфской педагогики, приводят такой график развития ребенка. До 7 лет – акцент на ощущении своего тела и эмоциональной сфере.  После 7 лет начинается активное интеллектуальное развитие, после 13 лет ребенку уже  доступно абстрактное мышление. И развитие ребенка должно основываться на этих этапах.

Это объясняется и с помощью наблюдений за деятельностью мозга.

Например, если в раннем возрасте (3-4 года) ребенку предлагают занятия по активному развитию интеллекта, то участки мозга, ответственные за движение и восприятие пространства, будут задействоваться меньше, а значит, будут и меньше развиваться.  В будущем это скажется на том, что у взрослого человека могут сохраниться неуклюжие движения, сложности с ощущением своего тела.

Раннее развитие детей — мнение нейрофизиологов

Раньше исследователи придерживались мнения о том, что за каждую функцию отвечает свой участок мозга. Но сейчас,  когда исследования стали более глубокими и точными, появились и другие данные – о том, что с течением времени мозг меняет свои схемы, свои нейронные сети.

Т.е. пока ребенок растет, он может решать одну и ту же задачу, используя разные зоны мозга.  Мозг ищет наиболее эффективное решение.  Это одно из свойств нейропластичности.

Если же ребенку давать какие-то задачи преждевременно, то пластичность мозга может снижаться. Оказалось, что если ребенок получает задачу, которая кажется ему не актуальной, абстрактной, то он решает ее далеко не самым эффективным способом – с помощью тех зон мозга, которые уже созрели к этому этапу. А переучиться потом бывает уже сложнее.

Получается, что сначала мозг вроде бы и решает поставленную задачу.  Но потом  — в 10, 15 лет — он бы решил ее совсем другим способом, а вот переучиться ему сложно.  Т.е. вместо помощи, ребенок получает препятствия и помехи.

Перегрузка нервной системы и особенности развития детей раннего возраста

Если родители или воспитатели слишком усердны в обучающих занятиях, то у маленького ребенка довольно легко могут развиться такие симптомы как плохой сон, энурез, частые простудные заболевания.  Бывает и так, что родители используют методики и упражнения для детей более старшего возраста.

Перегрузка часто связана и с режимом, продолжительностью занятий.  Взрослым бывает сложно понять, что малышу сложно усидеть на месте, сложно надолго сосредотачиваться и удерживать внимание.  И вместо того, чтобы сделать перерыв, поиграть или вообще отложить занятия на другой день, взрослые пытаются во что бы то ни стало добиться результата сразу.

Результат в виде правильных ответов или запомнившихся слов может быть и будет, только вместе с ним ребенок может получить целый букет соматических нарушений.

Сложности с самоконтролем и саморегуляцией

В обучающих занятиях взрослые всегда играют ведущую роль.  Они планируют время, устанавливают правила.  Если ребенок не хочет что-то делать – то они могут заставить или уговорить его. В результате, собственная воля ребенка не получает нужного развития.

Это может сказаться в будущем, когда ребенок не будет обладать нужной саморегуляцией и самоконтролем. У него может не хватать усидчивости и интереса в учебе, потому что на раннем этапе родители проявляли слишком много собственной инициативы и контроля.

Раннее развитие – мнимое, а не реальное?

Иногда родителям, которые усердно делают с малышом различные задания, ходят в группы раннего развития, изучают карточки и т.д. начинает казаться, что если ребенок в два года знает, к примеру, названия 100 животных – это уже победа!  А если при этом еще и на английском языке – то победа вдвойне!

Но если посмотреть на такие примеры более реально, то можно задать вопрос – а зачем, собственно, это знание 100 животных, которых он все равно видел только на картинках?   И о чем это говорит – о его умении думать, или о том, что он смог механически это запомнить?

Т.е. выполнение заданий это не показатель как такового умственного или эмоционального развития.  А если сами занятия еще и приводят к нервному перенапряжению – то зачем вообще это все нужно?

Исторический опыт

Раннее развитие детей – не новая тема, и можно проследить за судьбами тех детей, с которыми родители или педагоги усердно занимались в раннем детстве.  Например, известная семья Никитиных, вырастившая 7 детей. Никитины были известны на весь Советский Союз благодаря своей собственной системе интеллектуального и физического развития детей.

До сих пор многие интересуются, что стало с детьми Никитиных.  А ведь они не стали ни известными учеными, ни гениями.  У каждого своя профессия – кто юрист, кто врач, кто химик. У них свои семьи, дети.  Можно даже сказать, что они обычные люди.

С другой стороны, они не стали и алкоголиками или бомжами.  Они работают, развиваются.  И это, скорее, заслуга не раннего развития как такового, а того внимания и заботы, которые они получили от родителей.

А что же делать?

А теперь, учитывая минусы и зная, чего нужно опасаться, можно перейти к главному – а что же, собственно, делать? Совсем не учить ребенка?  Предоставить его самому себе и вообще ничем не заниматься? Получается, что раннее развитие детей – это вредно?

Наверное, это другая крайность.  Все-таки человек может учиться и перенимать навыки только от людей. Ведь известны же случаи “Маугли” – когда дети, лишенные полностью человеческого внимания, воспитания и обучения потом не могли ни начать полноценно разговаривать, ни работать.

Поэтому идея обучения и развития ребенка как таковая очень даже хорошая и нужная.  Только делать это нужно достаточно аккуратно и учитывать особенности развития детей раннего возраста.

  • Учитывать, что понятие “раннее развитие детей” включает в себя не только память и интеллект, но и телесное развитие, эмоциональное, чувственное.
  • Прислушиваться к потребностям ребенка, учитывать режим и график занятий.
  • Обязательно давать ребенку время на так называемую свободную игру. Свободная игра – это когда ребенок или группа детей предоставлены сами себе.  Когда он (или они) могут устанавливать собственные правила и менять их в процессе, когда они сами регулируют ход игры, сами играют в ней любые роли.  Это одна из самых важных вещей для полноценного развития ребенка.
  • Иногда родители занимаются с детьми различными интеллектуальными занятиями не потому, что это нужно, а потому, что просто не умеют по-другому. А ведь с ребенком можно и играть, и просто рассказывать ему что-то, и наблюдать за жизнью вокруг.  И тогда поход в парк  или в лес принесет ему намного больше пользы в плане “развития”, чем заучивание карточек.
  • Включать ребенка в обычную деятельность – это очень полезно! Готовьте вместе с ним, убирайте квартиру, ходите в магазин, чините стул или поливайте цветы.   Расширяйте диапазон занятий, учитесь вместе с ним.
  • А главное – любите его и уделяйте ему внимание. Любая совместная деятельность станет намного полезной, если она делается не только ради пользы, а просто, чтобы сделать приятное любимому человеку. Именно из-за этого дети, лишенные родительского тепла, заметно отстают и в эмоциональном, и в интеллектуальном развитии.

Раннее развитие детей – это хорошая и полезная идея.  Но для того, чтобы оно принесло пользу, а не вред, нужно понимать особенности развития детей раннего возраста и обязательно помнить о том, что раннее развитие включает в себя не только интеллектуальные занятия, но внимание к эмоциональной сфере и  физическому состоянию ребенка.

Это очень многогранная тема, так что не зацикливайте ваше внимание на количестве выученных карточек или слов.  Даже если вы не знаете каких-то особенных упражнений, а просто уделяете ребенку внимание и занимаетесь с ним тем, что вам знакомо – это уже внесет свой большой вклад в его развитие.

Если у Вас появились вопросы по этой теме, Вы можете записаться ко мне на консультацию.

Форма записи к психологу Ольге Репиной:

Если у Вас возникли вопросы к психологу по статье:

«Раннее развитие детей – плюсы и минусы»

Вы можете задать их онлайн нашему психологу в скайпе:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли задать вопрос психологу онлайн, то оставьте свое сообщение здесь (как только на линии появится первый свободный психолог-консультант — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо зайдите на психологический форум.

https://PsyHelp24.org/chuvstvo-styda/

Источник: https://PsyHelp24.org/rannee-razvitie-detej/

Раннее развитие малыша — плюсы и минусы

Плюсы и минусы раннеего развития ребенка

Соседский сын в 2 года уже читает, занимаясь с кубиками Зайцева, у подруги дочь ходит в Монтессори-садик, полугодовой племянник плавает как дельфин по методике Клэр Тиммерманс … Внутренний голос начинает шептать: «Что же мы за родители такие?» — а рука сама тянется к Гуглу в поиске ближайших развивающих центров.

СТОП! Давайте сначала разберемся, действительно ли нужен вашему малышу то раннее развитие, или это просто модный тренд, в погоне за которым можно лишить его счастливого детства.

Из чего выбирать?

Все методики раннего развития базируются на идее, что в течение первого года жизни мозг ребенка развивается на 60%, до 3 лет — на 80%, а в 7 лет останавливается. Поэтому начиная обучение ребенка с 1-го класса мы теряем много возможностей. Насчитывается множество методик раннего развития, и ни одна из них не является универсальной. Давайте познакомимся с самыми популярными из них.

Система Марии Монтессори

Девиз: «Помоги мне сделать самому»

Системе итальянского педиатра более 100 лет. Практикуется с 8 месяцев. Основные принципы: самостоятельность ребенка и отсутствие принуждения. Для малыша создают специальное Монтессори-среда, состоящее из зон:

  • зона реальной жизни: он учится самостоятельно одеваться, убирать, раскрашивать, вырезать и т.д.;
  • зона сенсорного развития: играет с предметами, различными по весу, цвету, форме;
  • зона космического воспитания: учится основам географии, математики, биологии, физики, химии;
  • зона движения — делает упражнения для развития равновесия и координации.

Малыш сам выбирает зону, предмет для игры и хочет ли он играть самостоятельно или с другими детьми. Родители (учитель) должны помогать, не вмешиваясь в процесс.

плюсы:

  • Уделяется большое внимание развитию мелкой моторики (шнуровки, рамки-вкладыши, предметы из разных по фактуре материалов).
  • Малыш работает в собственном темпе, отсутствует элемент соревнования.
  • Воспитывается любовь к порядку.
  • Активно развивается левое полушарие мозга (логика, аналитические способности).

минусы:

  • Правое полушарие, отвечающее за творческие способности, почти не развивается.
  • Отсутствует мотивация быть первым.
  • Система подходит не всем: застенчивым детям трудно работать без помощи взрослых, а активным будет скучно.
  • Плохо формируются социальные навыки.
  • Мало внимания уделяется физическому развитию детей.

Методика Глена Домана

Девиз: «Без фактов нет знаний».

Практикуется с 6 месяцев. Методика сочетает в себе интеллектуальное и физическое нагрузки. Американский физиотерапевт предлагает эффективно использовать зрительную память детей.

В основе метода — так называемые «карточки Домана» с «битами» информации — это нанесены красным цветом слова (для обучения чтению), точки (для обучения счету) и изображения животных, людей и природных явлений (для расширения кругозора).

Карточки показывают в течение 2-3 секунд до 20 раз в день. Рекомендуется выполнять динамическую гимнастику, также стимулирует развитие мозга.

плюсы:

  • Формируется фотографическая память.
  • Ребенок будет исчерпывающие знания во многих областях.
  • Родители могут делать карточки сами.
  • Родители и дети проводят много времени вместе .

минусы:

  • Трудно работать с непоседливыми детьми и теми, кто плохо воспринимает информацию визуально.
  • Малыш является пассивным объектом обучения.
  • Нет места совместном творчестве.
  • Недостаточный эмоциональный и сенсорный развитие.
  • Малыш может вырасти «ходячей энциклопедией», но так и не научится практически применять свои знания.
  • Не формируется текстовое мышление: малыш не учится анализировать слова, он лишь запоминает их визуальный вид.
  • Большие объемы информации могут нанести вред детской психике.

Методика Сесиль Лупан

Девиз: «Ребенок — это не емкость, которую нужно заполнить, а огонь, который надо зажечь»

Сесиль Лупан взяла за основу методику Глена Домана и усовершенствовала ее. У Домана все четко по возрасту, а в Лупан — за возникновением интереса, с учетом склонностей.

Карточки Домана показываем — но не часто; только если малыш сам захочет их пересмотреть; столько времени, сколько он сам захочет и обязательно комментируя, что на них изображено. Карточки должны быть везде: карточку «Диван» размещаем на диване, и тому подобное.

Как и в Домана, параллельно с интеллектуальным развитием обязательный физическое развитие (акцент на плавании по методике Клэр Тиммерманс).

По мнению Сесиль лучшие учителя для ребенка — родители, поэтому следует проводить с малышом много времени.

Обучение должно приносить радость и напоминать веселую игру — пойте названия букв на мотив песни, вместе изготавливайте книги с фотографиями о приключениях малыша («Оля спит», «Я завтракаю»), выдумывайте сказки о цифрах, изображая их в виде причудливых животных и тому подобное. Обучение обязательно останавливать до первых признаков утомления и ни к чему не принуждать.

плюсы:

  • Малыш является активным субъектом обучения.
  • Родители могут делать карточки сами.
  • Физическое, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.
  • Родители и дети проводят много времени вместе.
  • Формируются социальные навыки.

минусы:

  • Родители должны уделять много времени занятиям с малышом а также изготовлению карточек.
  • Не все решаются заниматься с малышом плаванием с самого рождения.
  • Ребенку фактически нечего будет делать в первом классе школы.

Для вдохновения почитать:

  • «Практическая Монтессори-педагогика: книга для педагогов и родителей» — Хилтунен Е.А.
  • «Поверь в свое дитя» — Сесиль Лупан
  • «Гармоничное развитие ребенка» — Глен Доман

Методика Никитиных

Девиз: «Движение — залог интеллектуального развития»

Родители 7 детей предлагают создать дома среда для развития различных навыков: спортивный уголок, интеллектуальные игры на развитие логики, пособия — должны стать привычными для малыша.

Основные принципы: самостоятельность и отсутствие принуждения. Если малыш не справляется с задачей, игру нужно отложить на потом.

Много внимания Никитины уделяют закаливанию и физической активности от рождения.

плюсы:

  • Активно развивается левое полушарие мозга (логика, аналитические способности).
  • Много внимания уделяется физическому развитию ребенка.
  • Закаливание способствует укреплению иммунитета.

минусы:

  • Недостаточно внимания эстетическому и эмоциональному воспитанию детей.
  • Малыш привыкает делать только то, что интересно, а значит легко, и пасует перед трудностями.
  • Не всем детям подходят активные занятия спортом и жесткое закаливания.

Методика Н. Зайцева

Девиз: «Учимся, играя»

Практикуется с 2 лет. Обучение чтению происходит с помощью специальных кубиков с составами, из которых легко составлять слова и предложения. Кубики Зайцева разные по размеру, цвету и звучанию (наполненные различными материалами), что помогает отличить согласные от гласных, глухие звуки от звонких. Обучение напоминает игру: дети пропевают склады, хлопают в ладоши, прыгают и бегают.

плюсы:

  • Малыш быстро учится читать и считать.
  • Тренируется зрительная память и расширяется словарный запас.
  • Для обучения нужен только набор кубиков, таблиц и музыкальный диск.

минусы:

  • Недостаточно тренируется мелкая моторика рук для подготовки к письму.
  • Малыш запоминает склады как единственный символ, и в школе могут возникнуть проблемы с фонетическим разбором слов.
  • Методика не раскрывает творческий потенциал ребенка.

Методика Масару Ибука

Девиз: «После трех — уже поздно»

По мнению одного из основателей корпорации «Sony» у ребенка нет четких представлений о том, что легко, а я трудно, поэтому изучать украинский или английский, танцевать под классическую музыку или под детские песни, учить стихи гениальных поэтов или детские считалки, просматривать творения Рембрандта или раскраски — можно одновременно, ведь малышу интересно все! Табу на фабричные игрушки, предпочтение отдается играм с бытовыми предметами. Много внимания уделяется музыкальному образованию.

плюсы:

  • Гармоничное интеллектуальное и эстетическое воспитание.
  • Родители и дети проводят много времени вместе.

минусы:

  • Не все родители готовы найти время, вдохновение и деньги для того, чтобы параллельно с первыми шагами ставить малыша на коньки, а одновременно с прослушиванием дома детских песен посещать с ним консерватории.
  • Система рассчитана на японский менталитет (послушание, склонность к созерцанию).
  • Некоторые идеи являются спорными, например, вопрос телесного наказания детей.

Вальдорфская методика

Девиз: «Нет — раннему развитию»

Методика австрийского педагога Рудольфа Штайнера, которой более 100 лет, существенно отличается от других. По его мнению малыша следует как можно дольше (минимум до 7 лет) оставлять в сказочном мире. Его нельзя учить читать и писать, ведь еще не развито абстрактное мышление.

Основной акцент на творческом, духовном и физическом развитии: дети участвуют в кукольных спектаклях, занимаются вышиванием, лепкой , резьбой по дереву, готовят, сочиняют стихи, поют, рисуют (причем работают только с природными материалами). Важной составляющей занятий является эвритмия (упражнения под музыку), которая развивает координацию, и игра на инструментах.

Вальдорфские педагоги настаивают на отказе от телевизора, компьютера, фабричных игрушек, искусственных материалов в одежде.

плюсы:

  • Методика раскрывает творческий потенциал ребенка.
  • Уделяется большое внимание развитию мелкой моторики.
  • Отсутствует элемент соревнования.
  • Активно формируются социальные навыки.

минусы:

  • Методика не готовит ребенка к школе.
  • Не все родители готовы лечиться гомеопатией и забыть о телевизоре и компьютере.
  • Малыш растет в изолированной среде и дальнейшее обучение в обычной школе может стать для него настоящим стрессом.

А надо выбирать?

Ни одна методика не способна вырастить гения, тем более, что многие методики в первую очередь разрабатывались для детей, отстающих в развитии. Если ребенок в чем-то гениальная, то это проявится и так.

Поэтому избегайте крайностей и не лишайте малыша счастливого детства.

Иногда вместе поиграть и рассказать что-то интересное — полезнее, чем четко придерживаться шаблонных инструкций какой методики, которая не учитывает индивидуальные особенности вашего ребенка.

Лучше всего сочетать методики в лайт-формате. Например, создайте Монтессори-среда дома, сшейте куклу из природных материалов, время от времени слушайте классическую музыку, купите несколько игр Никитиных и набор кубиков Зайцева и не забывайте следовать рекомендациям психологов:

  • Главное — творческий подход, нет — шаблонности
  • Малыш не должен уставать во время занятий
  • Адаптируйте задачи под интересы и способности вашего малыша
  • Ставьте реальные цели

Помните: лучшей методикой для вашего малыша будет та, которую вы изобретете для него сами!

Для вдохновения почитать:

  • «Развивающие игры» — Б.П. Никитин
  • «После трех уже поздно» — Мисару Ибука

Источник: http://medictionary.ru/rannee-razvitie-malysha-plyusy-i-minusy/

Плюсы и минусы раннего развития ребенка

Плюсы и минусы раннеего развития ребенка

Умные детки, не умеющие ещё толком говорить, смотрятся волшебно. И все родители кидаются на поиски различных методик для того, чтобы воспитать и своих детей так же. Но так ли хороша система раннего развития и нужна ли она  детям? 

Пару слов о раннем развитии детей

Бурный и всеобъемлющий прогресс покорил мир, человек стал развиваться быстрее и всё вокруг него также эволюционирует. Теперь мамы и папы с рождения пытаются своё чадо обучить всему: чтению, счету, рисованию, английскому языку и другим наукам.

Деток водят на гимнастику, танцы, плавание, музыку и прочие кружки, а в школу сдают в 5-6 лет.  Интенсивно развивать способности крошек от 0 до 3 лет традиционными методиками невозможно. Для правильного развития крохи, важно учитывать его индивидуальность, видеть конкретные таланты, чтобы их и развивать.

Мамы и папы должны быть достойным примером, чтобы помочь малышу развиваться в какой-то области. Поэтому им не стоит навязывать ребёнку хобби, которыми они увлекались в детстве и не смогли добиться результатов.  Родителям важно выявить у своего малыша удивительные способности и выбрать одну из методик для их развития.

Чем раньше это случиться, тем лучше. Ведь, если выбор сделан ошибочно, его можно будет изменить, обратив внимание на другое направление для развития. 

Популярные методики раннего развития ребёнка

Многообразие развивающих методик удивляет. Среди них можно выделить более популярные системы обучения, в которых есть свои плюсы и минусы. 

 

Методика Глена Домана

О карточках Домана наслышаны во всём мире, благодаря ним, дети учатся читать достаточно быстро. Многие родители, покупают наборы карточек и развешивают их на стены детской комнаты или крепят к бортикам кроватки.

  Принцип методики обучения заключается в том, что малыш с рождения учит читать слова целиком, а не по буквам и складам. При этом такое обучение проходит на подсознательном уровне.

 

Плюсы: детей можно начинать обучать чтению этим методом с рождения, хотя рекомендованный возраст от 6 месяцев. 

Минусы: 

  • родители должны быть профессионально подготовлены. Потому что просто стены, обвешанные карточками Домана, не научат ребенка читать. Мамам и папам надлежит уделять время, просматривать карточки вместе с малышом, произносить чётко и правильно слова, пользоваться специальными рекомендациями психологов и не забывать об инструкции к карточкам;
  • высокая стоимость комплектов развивающих карточек.

Методика Зайцева

Не менее модные кубики Зайцева помогают маленьким детям в игровой форме освоить мир чтения и счёта. Набор для чтения состоит из кубиков с изображением разных слогов. С их помощью, дети учатся читать и различать звуки.  Наборы для счета состоят из системы таблиц, рассказывающих всё о числах. 

Плюсы:

  •  методики чтения и счета хорошо сочетаются друг с другом;
  •  активность обучения;
  • проходят в форме игр;
  • не надоедают детям.

Минусы: 

  • методика обучения чтению рассчитана для детей от 2,5 лет, а счета – от 3 лет;
  • сложность алгоритма занятий. Родителям требуется тщательно готовиться к занятиям, строго следовать инструкции, уметь работать с таблицами;
  • скорость обучения, которая и так не высокая, снижается из-за непрофессионализма родителей.

Методика Марии Монтессори

Система обучения основана на изучении детьми специальных материалов, похожих на игрушки. Занятия этой методикой кажутся неорганизованными, дети самостоятельно играют с водой, крупами, геометрическими предметами и прочими материалами, которые были разработаны автором для обучения детей от 3 лет. 

Сейчас системой Монтессори многие родители обучают деток младшего возраста, начиная от 6-8 месяцев.

Материалы для занятий делятся на 6 категорий:

  1. Игры с водой.
  2. Игры с крупами.
  3. Творческие занятия.
  4. Спортивные занятия.
  5. Изучение математических понятий (размер и объём предметов).
  6. Сенсорное развитие.

Программа не имеет конкретных требований, ребёнок выбирает материалы, которые ему интересны самостоятельно и в собственном темпе играет с ними. Родители не вмешиваются в игру, но им следует наблюдать за малышом, периодически подходить и показывать, что нужно или что можно делать с определённым набором предметов. 

Плюсы: 

  • у ребёнка есть абсолютная свобода действий;
  • ребёнка заинтересовывают различными предметами, и он далее развивается самостоятельно;
  • дети, обучающиеся в специальных студиях Монтессори, играют вместе с другими детьми. Они учатся заботиться друг о друге, старшие дети помогают младшим;
  • с помощью данной программы хорошо развиваются практические навыки и интеллект. 

Минусы:

  • отсутствует гармоничное развитие ребенка из-за отсутствия в программе обучения эстетических занятий (творчества, танцев, музыки и т.п.);
  • отсутствие основной базы развития детей – подвижных и ролевых игр;
  • слабое развитие правого полушария, отвечающего за гуманитарные способности;
  • дети, посещающие занятия в студиях для развития Монтессори, тяжело поддаются дисциплине в обычных детских садах и школах.

Методика Железновых

С помощью этой методики детей обучают с раннего возраста математике. Основана она на весёлых песенках о счёте и таблице умножения. 

Плюсы: детям нравятся песни, поэтому информация усваивается быстро и легко, а само изучение проходит весело. 

Минусы: весёлость заданий не всегда приводит к пониманию математических действий с числами. Дети зачастую просто заучивают песенки и не разбираются в самом процессе счета.

Классические методы

К классическим методикам относятся методы обучения счета при помощи пальчиков на руках и с использованием каких-либо сподручных средств, а также обучение чтению основанное на «фонемному» принципу. Суть этого принципа состоит в запоминании всех букв по отдельности, потом складывании их в слоги, а потом только в слова. 

Плюсы: 

  • счет на пальчиках всегда веселит малышей, ведь существует уйма весёлых пальчиковых игр и песенок, которые можно использовать при обучении;
  • наличие множества доступных по цене пособий, помогающих родителям обучать детей чтению.

Минусы: 

  • детям, научившимся считать на пальчиках, трудно начать счет с какого-то конкретного числа или научиться считать после 10. Многие детки начинают паниковать, когда им не хватает пальчиков что-то посчитать;
  • слабо эффективен и классический метод обучения чтению. Этап, когда буквы сводят в слоги, детям даётся трудно и может затягиваться на пару лет. 

Существует много разных методик, к примеру, занятия с разноцветными пирамидками, состоящими из разных фигур, специальные пазлы, кубики и т.п. При помощи разнообразных развивающих игр родители закладывают своему чаду с детства основы каких-то наук. 

Положительные моменты и изъяны системы раннего развития детей

Поглощающая современное население система раннего развития ребенка имеет преимущества и недостатки, как и различные её методики обучения. 

Преимущества раннего развития детей:

  1. Дети быстро развиваются. Дети начинают писать, читать, говорить на английском, играть на музыкальных инструментах и удивлять прочими вещами ранее своих сверстников. 
  2. Наличие множества разных методик.

     

  3. Благодаря правильному выбору системы воспитания, интенсивность развития мозга крохи увеличивается. 
  4. Обучение дает быстрые результаты. 
  5. Появляется возможность раннего обнаружения талантов у ребенка для дальнейшего их развития.

     

Не зная о подводных камнях системы раннего обучения, мамы и папы своим торопливым развитием могут навредить крохе.

Изъяны раннего развития ребенка:

  1. Чрезмерное обучение приводит к потере ребенком детства.
  2. Излишняя нагрузка вызывает переутомление у деток.
  3. Способности детей вызывают восторг в раннем детстве или младших классах, в дальнейшем дети начинают отставать в учёбе.У малышей по природе доминирует правое полушарие, естественным образом, они познают мир с помощью чувств.

    Дети умеют фантазировать, но не анализировать правильно информацию. С помощью раннего развития, развивается левое полушарие, а правое начинает отставать в развитии. Такие дети могут изучить быстро буквы, числа, ноты и любые факты, а также легко ими манипулировать. Но из-за неразвитости творческого полушария, им тяжело придумать что-то самостоятельно.

    Ребёнок может воспроизвести по нотам любую мелодию, срисовать картину, спеть песню, но не способен будет сделать что-то новое и выдающееся.

  4. Отставание в развитии речи. За письменную речь (письмо и чтение) и устную отвечают разные зоны мозга. По природе у новорожденного доминирует формирование центров, отвечающих за устную речь.

    Преждевременная стимуляция зоны, отвечающей за чтение, приводит к её стремительному развитию и доминированию над центрами восприятия и воспроизведения устной речи. Затормаживание нормального речевого развития приводит к тому, что детки не могут во время ни говорить, ни читать.

    Малыши могут находить и распознавать карточки или кубики, но им будет трудно использовать нужные слова по прямому их назначению, что очень важно для коммуникации. 

При желании пользоваться системой раннего развития, необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Занятия проводить в форме игры.
  2. Принять тот факт, что новорождённые не увлекаются одним занятием долго, поэтому не заставлять малыша учиться вопреки его желанию.
  3. Игры, не заинтересовавшие малыша, следует отложить, а не навязывать ему.
  4. Следить постоянно за реакцией и эмоциями ребенка в ходе игры.

  5. Не отвлекаться во время своих занятий на домашние заботы или разговоры по телефону, иначе в этот момент малыш может утратить интерес к обучению и отвлечься также чем-то другим.
  6. Всегда помогайте малышу, пока он не научиться то, что нужно делать сам.
  7. Не сравнивайте своего малыша с другими детками его возраста.

    Не пытайтесь стремительно догнать их развитие, если вам кажется, что ваш ребёнок отстаёт от них, так как в развитии детей допускается отклонение в несколько месяцев. Поэтому дети развиваются все по-разному.

  8. Не ждите скоропостижного ощутимого результата от занятий.
  9. Обучение должно приносить удовольствие малышу и родителям.

     

Поддаваться ли соблазну раннего развития, в котором есть свои плюсы и минусы, родители должны решать самостоятельно. Начать испробовать любую из методик можно всегда, родителям важно уметь во время останавливаться, не нагружая малыша. Главное не результат, а получение радости от совместного познания чего-то неизведанного для крохи.

Потому что детство должно проходить счастливо и беззаботно.

ETKI que ni siquiera puede hablar con propiedad, mira mágico. Y todos los padres se precipitan en busca de diferentes métodos con el fin de

Определить языкАзербайджанскийАлбанскийАнглийскийАрабскийАрмянскийАфрикаансБаскскийБелорусскийБенгальскийБирманскийБолгарскийБоснийскийВаллийскийВенгерскийВьетнамскийГалисийскийГреческийГрузинскийГуджаратиДатскийЗулуИвритИгбоИдишИндонезийскийИрландскийИсландскийИспанскийИтальянскийЙорубаКазахскийКаннадаКаталанскийКитайский (Трад)Китайский (Упр)КорейскийКреольский (Гаити)КхмерскийЛаосскийЛатинскийЛатышскийЛитовскийМакедонскийМалагасийскийМалайскийМалайяламМальтийскийМаориМаратхиМонгольскийНемецкийНепалиНидерландскийНорвежскийПанджабиПерсидскийПольскийПортугальскийРумынскийРусскийСебуанскийСербскийСесотоСингальскийСловацкийСловенскийСомалиСуахилиСуданскийТагальскийТаджикскийТайскийТамильскийТелугуТурецкийУзбекскийУкраинскийУрдуФинскийФранцузскийХаусаХиндиХмонгХорватскийЧеваЧешскийШведскийЭсперантоЭстонскийЯванскийЯпонский АзербайджанскийАлбанскийАнглийскийАрабскийАрмянскийАфрикаансБаскскийБелорусскийБенгальскийБирманскийБолгарскийБоснийскийВаллийскийВенгерскийВьетнамскийГалисийскийГреческийГрузинскийГуджаратиДатскийЗулуИвритИгбоИдишИндонезийскийИрландскийИсландскийИспанскийИтальянскийЙорубаКазахскийКаннадаКаталанскийКитайский (Трад)Китайский (Упр)КорейскийКреольский (Гаити)КхмерскийЛаосскийЛатинскийЛатышскийЛитовскийМакедонскийМалагасийскийМалайскийМалайяламМальтийскийМаориМаратхиМонгольскийНемецкийНепалиНидерландскийНорвежскийПанджабиПерсидскийПольскийПортугальскийРумынскийРусскийСебуанскийСербскийСесотоСингальскийСловацкийСловенскийСомалиСуахилиСуданскийТагальскийТаджикскийТайскийТамильскийТелугуТурецкийУзбекскийУкраинскийУрдуФинскийФранцузскийХаусаХиндиХмонгХорватскийЧеваЧешскийШведскийЭсперантоЭстонскийЯванскийЯпонский

ETKI que ni siquiera puede hablar con propiedad, mira mágico. Y todos los padres se precipitan en busca de diferentes métodos con el fin de

Звуковая функция ограничена 200 символами

Настройки : История : Справка : Обратная связь Закрыть

Похожие посты

Источник: https://mamsy.ru/blog/rannee-razvitie-rebenka-plyusy-i-minusy/

Раннее развитие ребенка: плюсы и минусы популярных методик. Мнение психолога

Плюсы и минусы раннеего развития ребенка

[artlabel id=”137554″]

На сегодняшний день существует великое множество игр и методик раннего развития и воспитания, что в пору в них во всем запутаться. Особенно, если малыш первый и долгожданный. Тяжело понять, в каком возрасте стоит начинать заниматься, нужно ли это вообще делать  и какую методику выбрать. Сейчас во всем этом будем более подробно разбираться.

shutterstock

Начнем мы, пожалуй, с самой известной и модной нынче методики Монтессори. Ее особенность заключается в простых физических упражнениях, направленных на развитие мелкой моторики и речи (аппликации, рисование, игры, танцы и песни, конструирование и лепка).

Инна Вороп

Психолог детского клуба Champion kids

Детство экстерном или Почему Я против раннего развития: история мамы Вари и Дари

Главное, чтобы ребенок все делал самостоятельно. Поэтому задача родителя – организовать весь процесс и обеспечить ребенка всем необходимым. В данной методике малыш  сам выбирает,  во что ему играть, чему хочет обучаться. Родитель помогает и направляет кроху, подсказывая, что и как делать. Стартовать можно с 2,5 лет.

Примеры занятий: перекладывание  руками из тарелки в тарелку риса (гречки), нахождение крышки для бутылки нужной формы, знакомство с предметами (достаете из мешочка разные объекты, называя их), вырезать ножницами по контуру. Здесь важна сама презентация процесса. Все разложить, расставить, продемонстрировать, что нужно сделать и рассказать, как это осуществить.

Плюсы и минусы методики Марии Монтессори:

+ Вырабатывается самостоятельность принятия решения, внимательность, дисциплинированность, наблюдательность.

+ Развитие левого полушария, которое отвечает за моторику, логику и аналитику.

 Соответственно правое полушарие, отвечающее за творчество, не развивается.

Нет активного физического развития.

 Отсутствует элемент коммуникации и социализации.

 Не всем методика может пойди. К примеру, активные и творческие дети очень быстро заскучают.

Второе место по популярности занимает методика Николая Зайцева — нацелена на обучение детей чтению и счету в раннем возрасте.  При этом для чтения используются кубики. Они бывают разного цвета. На них изображены разные слоги (пара из согласной с твердым или мягким знаком, из согласной и гласной или одна буква —  ПА-РО-ВО-3,  А-И-С-Т). Обучение счету происходит при помощи числовых рядов.

Сам процесс проходит в веселой и игровой форме. Дети поют эти слоги, прохлопывая их в ладоши, бегают и прыгают. По тому же принципу  осуществляется и знакомство с математикой — по специальным таблицам дети делают арифметические действия. Стартовать  можно с 2 лет.

 Плюсы и минусы методика Николая Зайцева:

+ Обучение счету и письму.

+ Развитие творческого мышления, тренировка зрительной памяти.

 Не происходит развития мелкой моторики, которая нужна при подготовке к письму.

В раннем развитии детей характерную нишу занимает метод Глена Домана.  Его особенность – это карточки, на которых крупными  красными буквами напечатаны слова. Эти слова нужно громко произносить малышу  в слух.

Занятия проходят регулярно по несколько раз в день. По мере освоения можно присоединять и карточки, обучающие счету. Они выглядят точно также, но уже вместо слов – точки.

 В данной методике рекомендуется выполнять регулярно разные физические упражнения, начиная с рождения.

ВАЖНО! Сразу хочется отметить, что данная методика очень спорная и много разногласий по ней существует на сегодняшний день.

Плюсы и минусы методики Глена Домана:

+ Запоминание большого количества информации.

+ Тренировка зрительной памяти.

+ Физическое развитие.

+ Из-за регулярности занятий родители больше времени проводят со своими детьми.

 Ребенок запоминает не отдельные буквы, а все слово, сопоставляя его с картинкой.

 Нет практического применения знаний.

Малыш может быть «ходячей энциклопедией», но в нужный  момент не сообразит использовать свой багаж знаний.

Система Никитиных простая и сложная одновременно. Здесь дети обучаются творческому мышлению и свободны в своих проявлениях. Родители могут предлагать варианты и способ, но не делать выбор за ребенка.

Малыш занимается столько, сколько сам хочет по времени, сочетая при этом спорт и другие виды деятельности. Если у крохи не получается то или иное задание – не беда.

Просто его нужно отложить до момента, когда ребенок подрастет.

Спорт в данной методике стоит на первом месте. Закаливания с самого рождения, ежедневная обязательная зарядка, спортивный уголок в доме. Потому как спорт – это неотъемлемая  часть жизни, а не просто физическая активность иногда.

Плюсы и минусы системы Никитиных:

+ Подразумевает домашнее обучение.

+ Рациональная организация своего времени.

+ Умственное, творческое и физическое развитие.

Мало внимания удаляется развитию речи.

Очень жесткие грани спортивной жизни и закаливания (хождение босиком по снегу, обливание ледяной водой).

Если подытожить, то хочется сказать, что не нужно всецело поглощаться какой-то одной методикой. На самом деле – просто проводите больше времени со своим ребенком.

Объясняйте ему, что зачем и почему растет и живет в лесу, парке, читайте вместе книжки, рисуйте, танцуйте. Для крохи будет ценнее ваше внимание. И не забывайте, что ребенок должен развиваться постепенно и последовательно.

Не нагружаться всем и сразу. Подарите ему все-таки детство)

Топ-8 обучающих мультсериалов для раннего развития детей
Рисование пластилином: 6 видов техник для раннего развития ребенка

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Источник: https://www.moirebenok.ua/toddler/razvitie-toddler/top-4-metodiki-rannego-razvitiya-detej-plyusy-i-minusy/

В чём плюсы и минусы раннего развития

Плюсы и минусы раннеего развития ребенка

Какими бы ни были занятия, игры и уроки, вы занимаетесь вместе. Мама и папа проводят с ребёнком время за чем-то интересным. Вы сидите рядом, вы разговариваете, вы смеётесь… Взаимодействие с родителями очень важно для правильного психического развития малыша.

Новая информация

Ребёнок во время занятий узнаёт много нового и интересного. Он, конечно, в любом случае узнает, кто такой медведь, и поймёт, как выглядит лиса. Но с помощью развивающих книжек, например с карточками и фотографиями животных, ребёнок узнает, как медведь и лиса выглядят на самом деле, а не на рисунках.

Развитие мозга

Во время развивающих занятий вы приучаете малыша учиться. А поскольку в раннем детстве мозг схватывает всё на лету, ребёнок тренируется без напряжения. Зато в школе ему будет намного проще, ведь мозг уже привык работать, запоминать, учиться.

Приобретение полезных навыков

Раннее развитие — это не обучение счёту. Это развитие логики, мышления, навыка, который поможет в будущем считать. Это подготовка базы для дальнейшего обучения. Научиться читать легче, если ты уже хорошо знаком с буквами. Научиться писать просто, если ты уже умеешь рисовать ровные линии и кружочки. Чем лучше вы подготовитесь к началу обучения, тем легче будет учиться.

Умение направлять внимание

Раннее развитие приучает заниматься. Не получится так, что малыш бегал, прыгал, смотрел мультики, а потом внезапно ему уже нельзя бегать и прыгать, а нужно сидеть за столом и внимательно слушать. Регулярные, хоть и короткие, несложные занятия научат малыша усидчивости. Ребёнку будет легче мотивировать себя и в школе, и в институте.

Повышение самооценки

Похвала необходима всем. Мама, занимаясь с ребёнком, чувствует себя молодцом. Ребёнок, выполняя простые и интересные задания, слышит похвалы от мамы, видит одобрение, а это важно для самооценки малыша.

Раскрытие талантов

Занятия с малышами помогут вам понять, что интересует ребёнка, и выявить склонность к тем или иным вещам. С большим удовольствием рисует, обожает задания на счёт, любит рассказывать истории… Вы многое узнаете о своём гении и, возможно, выберете для него подходящую секцию в будущем.

Родители увлекаются

Раннее развитие становится для них целью. Обидно, что ребёнок тут уже ни при чём. Это цель самого родителя — доказать и показать, как он может, ведь у него такой развитый малыш. Давайте всё-таки помнить, для кого мы это делаем. Это прежде всего общение, а не гонка.

Занятия требуют сил

Занятия с ребёнком — дело хлопотное. И мама, которая и так всю себя отдаёт малышу, может совсем забыть о себе. Важно помнить, что раннее развитие должно быть в радость.

Не учитываются интересы ребёнка

Делая раннее развитие своей целью, родители забывают о ребёнке. Они смотрят в книжки, изучают методики, но не замечают, что хочется детям.

Известный методист и мастер раннего развития малышей француженка Сесиль Лупан говорила о том, что самое важное в занятиях с ребёнком — это его интерес.

Что интересует ребёнка? О чём он спрашивает? В какие игры больше всего любит играть? Именно об этом надо думать и от этого танцевать, а совсем не от «надо» и ни в коем случае не «через не хочу».

Неподготовленность к занятиям

Фанаты раннего развития иногда не замечают того, что их ребёнок не готов. Организм (как мозг, так и пальчики) должен быть готов к обучению и освоению навыка.

Важно в занятиях ориентироваться не на своё желание похвастаться, что малыш у вас вундеркинд, а на готовность ребёнка. Если малыш не готов, а вы ждёте от него ровную линию и чтение вслух, он услышит от вас не похвалу, а замечания, и увидит разочарование.

Для маленького ребёнка это окажется кошмарным сном и вдребезги разбитой уверенностью в себе.

Нежелание учиться

Непонятные занятия, давление взрослого, развитие не по возрасту — всё это может сослужить плохую службу. Малышу станет трудно, неинтересно, ваши уроки будут для него мучением, появится мысль, что учиться — это ужасно. Как думаете, что дальше? А дальше — вечное «не хочу-у-у-у в школу!»

В заключение

Мы перечислили все плюсы и минусы. И поняли, что нет никаких минусов. У раннего развития, если его верно понимать, если правильно и с удовольствием заниматься, не может быть отрицательных сторон.

Благодаря занятиям родители проводят больше времени с детьми, дети развивают важные жизненные навыки, чувствуют себя более уверенными. Есть опасность переборщить: давать сложные задания, требовать многого. Но это проблема в родителях. Помните, что в развивающих занятиях важны игра и удовольствие. Тогда у ребёнка всё получится.

Источник: https://Lifehacker.ru/rannee-razvitie/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.