Сенсомоторная афазия: сочетание сенсорного и моторного ее видов, тотальная афазия после инсульта

Содержание

Моторная афазия после инсульта: сенсомоторная, амнестическая, сенсорная – Неврология

Сенсомоторная афазия: сочетание сенсорного и моторного ее видов, тотальная афазия после инсульта

03.06.20176 мин чтения   Статья проверена врачом

Афазия после инсульта (нарушение речи) относится к частым последствиям острого нарушения мозгового кровообращения. По статистике, 20% (или около этой цифры) пациентов, перенесших ишемический инсульт, отмечают проблемы с речью разной степени тяжести.

В большинстве своем это обратимое нарушение, однако, требуется грамотное лечение. Что же стоит знать больному?

Причины афазии

Афазия при  инсульте развивается по нескольким причинам. Основной и непосредственный фактор, влияющий на речевую функцию — повреждение особых центров головного мозга (также они известны как зоны Вернике и Брока).

В зависимости от локализации поражения способность говорить, исчезает полностью или частично (в этом случае ответить на вопрос «восстанавливается ли речь?» стоит положительно).

Чем тяжелее степень поражения церебральных структур, тем более выражены нарушения. Если очаг значительных размеров, исчезает возможность говорить и понимать обращенные слова (в этом случае восстановить речь после инсульта очень сложно).

Тип афазии, равно как и тяжесть состояния напрямую зависят от локализации патологического очага.

Виды афазии

  • Моторная афазия. Причина ее развития лежит в поражении церебральных структур в области зоны Брока. Пациент распознает и воспринимает обращенные к нему слова, однако сам не в состоянии говорить. Фактор развития кроется в парезе структур, отвечающих за двигательную функцию мимических и иных мышц. Нарушается нервная проводимость. Моторный тип считается одним из сложнейших в плане курации.
  • Сенсорная афазия. Сенсорная афазия дает знать о себе при разрушении церебральных клеток в височной области (центр Вернике). В данном случае страдает способность понимать слова других людей. Пациент может говорить, но лишь частично. Монолог не отличается содержательностью и состоит из обрывков фраз.
  • Сенсомоторная афазия. Смешанный тип. Страдает способность говорить и воспринимать слова. Если пропала речь по такой причине, перспективы восстановления туманны.
  • Тотальная афазия. Заключается в полной утрате фикции по генерации и восприятию речи. Наблюдается при массивных нарушениях мозгового кровообращения.
  • Семантический тип поражения. Пациент воспринимает слова, может говорить, однако утрачивает способность анализировать сложные речевые и письменные структуры: путается в окончаниях, управлении в словосочетаниях, не понимает смысла некоторых выражений. Пропадает навык к анализу.
  • Амнестически нарушения. При данном типе патологии больной забывает названия знакомых предметов, путается в абстрактных понятиях.
  • Афферентные нарушения. Связаны с трудностями непосредственного произношения отдельных звуков.
  • Динамические нарушения. Изменяют аналитические способности пациента к поиску верных грамматических конструкций.

Существуют и другие типы нарушений. В некоторых случаях при инсульте отмечается обратное явление: пациент становится чересчур разговорчивым, речь живая, активная, но бессвязная и лишенная смысла.

Несмотря на все сложности, сенсорная и моторная, а также семантическая и амнестическая типы афазии имеют хороший прогноз в плане излечения. Если отнялась способность говорить, залог успеха — комплексный подход.

Типы терапии

В основе лечения лежит системный подход. Прибегают к медикаментозному, логопедическому и другим методам терапии.

Медикаментозное лечение

Характер терапии зависит от тяжести состояния. Если нарушения не приняли тотального характера, возможно использование следующих групп лекарств:

  • Ноотропов. Помогают восстановиться нормальной мозговой деятельности, ускоряют регенеративные процессы.
  • Гипотензивные препараты. Благодаря им снижается артериальное давление, и клетки мозга быстрее восстанавливаются. Кроме того, эта мера входит в число противорецидивных.
  • Антикоагулянты. Снижают свертываемость крови.
  • Мочегонные фармацевтические средства. Используются для снятия отека мозга. Помогают быстрее вывести жидкость из организма.

При тяжелом течении процесса, а также в период реабилитации показаны следующие лекарственные средства:

  • Актовегин.
  • Мексидол.
  • Цераксон.
  • Глиатилин.

Несколько оригинальный, но действенный медикаментозный ответ на вопрос, «как восстановить речь после инсульта» заключается в применении стволовых клеток.

Благодаря этим бессмертным и универсальным цитологическим единицам происходит быстрая замена отмерших нейронов. Для целей лечения врачи берут биоматериал пациента, выращивают его до необходимого числа, затем вводят с интервалом в два месяца.

Как показывает практика, этот метод имеет право на жизнь и отличается эффективностью.

Помощь логопеда

Как еще после инсульта восстановить речь? Посредством посещения логопедического кабинета. Логопед после инсульта — один из главных врачей и помощников больного.

Зачастую пациентам приходится заново учиться говорить, проходя весь путь сначала. Услуги логопеда для взрослых после инсульта стоят недешево, потому лучшим решением станет посещение врача при стационаре.

После инсульта можно восстанавливаться и в домашних условиях, но на первых этапах реабилитации без помощи профессионала не обойтись.

К каким методам прибегает доктор:

  • На первой стадии специалист знакомится с больным, устанавливает контакт и проводит первичную диагностику: оценивает силу голоса, тембр, тяжесть поражения, способность понимать обращенную речь.
  • Далее занятия с логопедом проводятся по нарастающей сложности. Материал для занятий подбирается, исходя из тяжести патологии.
  • В самом начале проводится работа над произношением отдельных слов, затем над пониманием их в контексте сложных семантических конструкций.
  • Типичный пример задачи: логопед начинает фразу и предлагает больному ее закончить.
  • В качестве методики в ходе логопедических занятий может быть предложена любимая песня больного. Пациенту предлагается вспомнить и произнести слова, подпевать. Большую роль в данном случае играет положительная мотивация.
  • Больному предлагается рисовать картинки по представленной теме.

Длительность первых занятий не превышает 10-15 минут. Спустя месяц-два добавляют еще 15 минут и доводят длительность до получаса.

Примерный комплекс упражнений

Логопедические упражнения «завязаны» на постоянных тренировках. По окончании острого периода и по согласованию с логопедом пациент может выполнять комплексы лечебной гимнастки на дому.

Наиболее эффективны следующие упражнения:

  • Губы напрячь и вытянуть вперед, образуя трубочку и, как бы желая произнести звук «У». Повторить 5-10 раз. Тренирует мимическую мускулатуру.
  • Слегка прикусить нижними зубами верхнюю губу. Затем проделать то же самое, прикусывая верхними зубами нижнюю губу.
  • По счету «один» опустить голову, прижимая подбородок к груди. По счету «два» вернуться в первоначальную позицию.
  • Язык высунуть. в трубочку.
  • Высунуть язык вперед настолько, насколько позволяет его длина. Теперь постараться достать сначала до подбородка, а затем до носа.
  • Вытянуть шею насколько, насколько позволяет позвоночник, высунуть язык на максимальную амплитуду. Задержаться в таком положении на несколько секунд.
  • Выполнить предыдущее упражнение. На пике произнести шипящий звук.
  • Совершить цокающие движения языком.
  • Высунуть язык. Теперь нужно облизывать губы движениями по кругу.
  • Загнуть язык назад, желая облизать мягкое небо.
  • Выполнить круговые движения языком, не открывая рот.
  • Громко чмокать, как бы посылая поцелуи в воздух.
  • Улыбнуться, максимально «растягивая» улыбку.

Позднее следует стараться произносить отдельные слова и скороговорки.

Как можно вернуть речь, выполняя указанные упражнения? Систематические занятия восстанавливают стереотипные, автоматические движения и улучшают питание пораженных нервов и мышц.

Правила выполнения упражнений:

  • Торопиться не следует.
  • Не стоит форсировать темпы занятий.
  • При первых признаках усталости следует взять небольшую передышку.

Другие методы

  • Иглотерапия. Лечение показано при моторной афазии.
  • Физиотерапия. Подобный метод лечения также эффективен только при моторной афазии.
  • Хирургическое лечение. Применяется в исключительных случаях.

Длительность реабилитации

Сколько в среднем длится афазия? Все зависит от восстановительных способностей организма больного и сроков оказания первой помощи. Если не брать в расчет тотальную афазию, острый период длится от 3 месяцев до полугода и больше. В дальнейшем наступает постепенное улучшение речевой функции и памяти.

До стабильного состояния пациент «добирается» в течение 2-3 лет.

Как восстановить речь после ишемического инсульта?

Это сложный вопрос, требующий комплексного ответа со стороны пациента и его врачей. Судьба пострадавшего решается в первые 72 часа, именно в этот период показано оказание помощи и в тот же момент определяется, насколько тяжелой будет афазия.

В деле терапии большое значение имеет упорство человека и психологическая поддержка со стороны близких.

В системе названные психологические и физиологические факторы помогут быстрее восстановить речевую функцию.

Восстановление речи после инсульта: степень поражения, упражнения Ссылка на основную публикацию

В разделе консультаций вы всегда можете проконсультироваться по вашей проблеме и задать интересующие вас вопросы.
Консультацию ведёт Погребной Станислав Леонидович. Практикующий врач, Невролог. Опыт работы — 12 лет. Сотрудник кафедры неврологии факультета усовершенствования врачей НГМУ. Спросить врача

Источник:

Понятие сенсомоторной афазии: симптомы и методы лечения

Речь является одной из важнейших функций в жизни человека. Ее потеря как в полном, так и в частичном объеме, нарушает качество жизни, часто приводит к инвалидности.

В медицине такое заболевание носит название афазия. В зависимости от степени речевых поражений выделяются разные виды заболевания. Одним из самых тяжелых является сенсомоторная афазия.

Она представляет собой сочетание двух форм сенсорной и моторной. Какие прогнозы у человека, которому поставили диагноз сенсомоторная афазия?

Причины патологии

Сенсомоторная афазия развивается из-за нарушения функции левой лобной доли полушария головного мозга. Именно она отвечает за функции речевого аппарата. Поражение левого полушария головного мозга может быть спровоцировано следующими факторами:

  • Перенесенным инсультом.
  • Черепно-мозговыми травмами.
  • Инфекционными поражениями мозга.
  • Абсцессом головного мозга.
  • Хроническими нарушениями со стороны центральной нервной системы.
  • Злокачественными и доброкачественными опухолями внутри головного мозга, которые разрастаются.
  • Болезнями Альцгеймера или Пика.

В группу риска входят пациенты, которые страдают гипертонией, а также склонны к внутричерепному давлению и ишемической болезни сердца. Чаще всего у такой категории болезнь диагностируются в пожилом возрасте.

Виды нарушения

Сенсомоторная афазия представляет собой два вида нарушения:

При моторной наблюдается полная утрата речи. Больной не сможет произносить слова, но при этом он хорошо понимают чужую речь. Отдельные звуки пациент может произнести без особых затруднений.

Сенсорная афазия характеризуется специфической глухотой. Человек не способен воспринимать чужую речь, но при этом не страдает слух. В данном случае происходит нарушение в отделе головного мозга, который несёт ответственность за восприятие речи. При этом слуховая функция не затрагивается.

При развитии такого нарушения больной может свободно говорить, но не сможет услышать то, что произносится, так как его речь теряет внятность. Слова заменяются бессмысленными звуками. Сенсомоторная афазия — это одновременно неспособность и произносить, и воспроизводить речь на слух. Такое нарушение считается самым сложным и практически не поддается лечению.

Источник: https://perinatal39.ru/perifericheskaya-sistema/motornaya-afaziya-posle-insulta-sensomotornaya-amnesticheskaya-sensornaya.html

Сенсомоторная афазия после инсульта

Сенсомоторная афазия: сочетание сенсорного и моторного ее видов, тотальная афазия после инсульта

По степени опасности для жизни и здоровья человека нарушения мозгового кровообращения можно поставить в один ряд с онкологическими болезнями.

В большинстве случаев инсульт приводит к инвалидности. Как известно, поражение клеток головного мозга негативно отражается на качестве жизни пациента, лишая его контроля над собственным телом, в т. ч.

возможности ходить, говорить, воспринимать общение.

Причина нарушения речи

Сенсомоторная афазия после инсульта является одним из самых серьезных осложнений. Полная или частичная потеря речи возникает при угнетении отдельных мозговых функций, снижения активности конкретных участков коры.

Сенсомоторная афазия также может являться следствием травм, указывать на наличие доброкачественных или злокачественных опухолей, энцефалита, менингита. В отличие от других речевых нарушений, возникающих при поражении головного мозга, данная форма считается самой тяжелой.

Сочетание симптомов сенсорной и моторной афазии – это с трудом поддающееся лечению последствие перенесенного инсульта, поскольку связано оно с развитием патологического процесса в полушарии, ответственном за речь и двигательную активность.

Какими симптомами проявляется заболевание?

Почему вообще возникает сенсомоторная афазия, что это такое? После инсульта в некоторых случаях нарушается функциональность нижней лобной извилины, обеспечивающей человеку способность произносить слова.

Параллельно с развитием данной патологии происходит сбой в корковой области головного мозга, в частности верхней доли височных отделов обоих полушарий, что приводит к потере способности понимания смысла речи.

Больной не перестает слышать себя и окружающих, но воспринимать слова больше не может.

Второе название заболевания – акустико-гностическая афазия. Прогрессирование недуга приводит к спонтанно появляющейся речи, которая при отсутствии лечения больше становится похожей на нечленораздельное мычание.

Степень утраты способностей правильно говорить и распознавать сказанное окружающими определяется серьезностью мозгового поражения и индивидуальными особенностями человека.

При тотальной или грубой сенсомоторной афазии, подразумевающей нарушения всех речевых функций, могут встречаться и другие симптомы. Самыми распространенными проявлениями считают:

  • рассеянность;
  • сонливость;
  • апатию к происходящему;
  • неспособность к концентрации внимания;
  • частичный паралич мышц тела.

Что может помешать выздоровлению?

Шансы пациента на восстановление при сенсомоторной афазии зависят от ряда факторов, к которым относят общее состояние больного, наличие сопутствующих заболеваний и эффективность применяемой реабилитационной терапии. Действительно, вернуть утраченную возможность говорить и понимать речь намного сложнее, если у больного:

  • случилось повторное кровоизлияние;
  • диагностирован атеросклероз, артериальная гипертензия или другие сердечно-сосудистые заболевания;
  • нередко возникают ишемические атаки;
  • прогрессирующий сахарный диабет.

Как вернуть речь после инсульта: методы терапии

Как минимум в двух направлениях лечат моторную и сенсорную афазии после инсульта. Логопедия и консервативная медицина – основные способы восстановления речевой функции.Вместе с лекарственными препаратами и логопедическими упражнениями для активизации функций коры головного мозга при сенсомоторной афазии могут назначить:

  • нейрохирургическое лечение (в т. ч. при наличии абсцесса, внутричерепной гематомы),
  • курс ЛФК;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • массаж;
  • сеансы психологического воздействия.

Итак, начать, пожалуй, следует с препаратов, которые назначают пациентам с расстройством речевой функции. Курс медикаментов состоит, как правило, из нейротрофических лекарственных средств, действие которых направлено на нормализацию обменных процессов в головном мозге и повышение кровообращения. При тотальной афазии врачи прописывают:

  • «Пирацетам» – ноотропный препарат, применяемый при речевых и когнитивных нарушениях. Продолжительность курса определяется неврологом и чаще всего составляет от 2 до 6 месяцев. Лекарство применяют инъекционным путем, вводя внутривенно или внутримышечно.
  • «Пиритинол» – активирует холинергические процессы в головном мозге. После инсульта при афазии назначается на 3-4 месяца.
  • «Вазобрал» – комбинированное лекарственное средство, активные компоненты которого стимулируют работу центральной нервной системы. Длительность курса составляет в среднем 2-3 месяца.
  • «Церебролизин» – препарат ноотропного поколения, обеспечивает метаболизм, нейропротекцию, функциональность нейромодуляции и нейротрофической активности. Курс терапии может достигать 12 месяцев.

Помощь логопеда: упражнения для коррекции речевой функции

Логопедическая коррекция при сенсомоторной афазии является таким же фундаментальным методом лечения, как и применение медикаментов. Чтобы восстановить речь больного, используются различные упражнения для активизации деятельности правого мозгового полушария.

Нижеописанный комплекс занятий по обучению пациента, перенесшего инсульт, направлен на восстановление в его памяти навыков подвижности челюстей, языка, губ. Выполнять его необходимо вместе с больным – он должен повторять за инструктором.

Чтобы вернуть речь при сенсомоторной афазии, необходимо каждый день тренировать речевой аппарат следующим образом:

  1. Губы сложить в трубочку, вытянуть как можно сильнее и задержать в таком положении на несколько секунд, затем расслабить. Упражнения повторяют 10 раз.
  2. Нижнюю губу нужно слегка захватить зубами, как будто пытаясь прикусить ее, после чего отпустить и расслабить. То же самое проделать с верхней губой.
  3. Высунуть язык как можно дальше, напрячь шею и затаить дыхание на 3 секунды, затем выдохнуть. Повторить несколько раз.
  4. Языком облизывать губы, уверенно водя им по кругу по часовой стрелке и в обратную сторону.
  5. При максимальной напряженности языка попытаться свернуть его в трубочку, а после дотронуться его кончиком до верхнего неба.

Мелодические напевы для возвращения речи

Во время выполнения упражнений при сенсомоторной афазии специалисты акцентируют внимание также на терапии мелодической интонации. Данная методика основана на активизации функций правового мозгового полушария. Достичь желаемого результата поможет пение или просто любимые музыкальные композиции.

Если часто напевать мелодичные мотивы, ранее знакомые пациенту, он захочет однажды подпеть своему инструктору, пытаясь проговорить окончания фраз или отдельных слов. Также помогают скороговорки, которые проговаривают с больным, уже идущим на поправку.

Этот способ работает эффективно, способствуя скорейшему восстановлению речи.

Операция при неизлечимой афазии

Хирургический метод лечения последствий инсульта предполагает непосредственное вмешательство в черепную коробку пациента для проведения реваскуляризации нарушенной речевой зоны. Сегодня такое вмешательство осуществляют посредством экстра-интракраниальной трепанации черепа.

Микроанастомоз помогает улучшить кровообращение головного мозга и оптимизировать состояние нервных клеток, возвращая им нормальную функциональность. При этом стоит отметить, что данная процедура не назначается сразу же после первых проявлений сенсомоторной афазии, поскольку операция сопряжена с немалым риском и далеко не всегда дает положительный результат.

Экстра-интракраниальный микроанастомоз рекомендуется, если применение консервативных методов восстановления речи оказались неэффективным.

Физиотерапия для восстановления речи

Физиотерапевтические процедуры полезны для стимуляции речевой мускулатуры. При афазии назначают иглорефлексотерапию, электрофорез. Однако на сегодняшний день физиолечение после инсульта не имеет повсеместного распространения.

При локальном и неглубоком поражении участка коры головного мозга методики действительно помогают откорректировать артикуляцию, однако они малоэффективны для восстановления восприятия слышимой пациентом речи. Не имеет точного подтверждения результативности и тактика биоуправления.

Между тем сегодня данную лечебную тактику применяют для визуального контроля над восстановлением речи пациента.

Какова вероятность выздоровления?

Прогноз сенсомоторной афазии после инсульта относителен, так как точно сказать, сколько понадобится времени на реабилитацию больного, невозможно.

Как правило, продолжительная усердная работа со специалистами дает заметные результаты уже через 6 месяцев. Надеяться на спонтанное выздоровление не стоит.

В среднем при проведении разносторонней логопедической коррекции речь у пациентов восстанавливается только по истечении 2-3 лет.

Прогноз на выздоровление зависит также от индивидуальных особенностей больного и его возраста. Чаще пожилые люди тяжелее справляются с нарушением речи, крайне редко удается восстановить прежнюю способность общения с окружающими в полной мере.

Однако при значительных размерах поражения коры головного мозга мало шансов на полную реабилитацию и у лиц сравнительно молодого возраста. Важно как можно раньше начать лечение и беспрекословно выполнять все врачебные предписания.

Успех больного с сенсомоторной афазией на выздоровление маловероятен без помощи близких людей.

Что делать, если в семье пациент с афазией

Родственникам человека, перенесшего инсульт, следует запастись терпением и приготовиться к длительному сложному пути реабилитации. Вернуть речевые функции при сенсомоторной афазии нелегко, но преждевременно опускать руки нельзя.

Важную роль в выздоровлении будет играть исключительно позитивный настрой пациента, его целеустремленность и желание работать над собой.

В первую очередь больной должен быть уверен, что не является обузой для своего окружения, чувствовать любовь самых близких и дорогих людей.

Чтобы вернуть речь после инсульта, необходимо соблюдать все рекомендации специалистов, регулярно выполнять логопедические упражнения. Да, процесс реабилитации действительно требует значительных усилий, но главное – не отчаиваться! Даже минимальные сдвиги станут стимулом для продолжения лечения и выздоровления.

Источник: https://FB.ru/article/327075/sensomotornaya-afaziya-posle-insulta

Понятие сенсомоторной афазии: симптомы и методы лечения

Сенсомоторная афазия: сочетание сенсорного и моторного ее видов, тотальная афазия после инсульта

Речь является одной из важнейших функций в жизни человека. Ее потеря как в полном, так и в частичном объеме, нарушает качество жизни, часто приводит к инвалидности.

В медицине такое заболевание носит название афазия. В зависимости от степени речевых поражений выделяются разные виды заболевания. Одним из самых тяжелых является сенсомоторная афазия.

Она представляет собой сочетание двух форм сенсорной и моторной. Какие прогнозы у человека, которому поставили диагноз сенсомоторная афазия?

Симптомы заболевания

Сенсомоторная афазия подразделяется на два отдельных вида, которые характеризуются своими симптомами. Медики разделяют: эфферентная моторную афазию и афферентную моторную афазия.

Эфферентная афазия сопровождается возможностью человека произносить слоги, но слова из них он складывать не может.

Сложностью заболевания является то, что больной как бы зацикливается на определенных звуках, которые у него хорошо получается произносить.

И при этом у него вызывает большую сложность переключение с одной группы звуков на другую. Именно это является препятствием для нормальной речи.

Афферентная афазия проявляется тем, что пациент не может специально произнести отдельные звуки.

Но такая форма патологии характеризуется произвольным произношением отдельных звуков без особого труда для пациента.

Если такого больного попросить произнести какое-либо сочетание звуков, он сделает это не сможет. Но если понаблюдать за ним спустя некоторое время, можно услышать, как он произносит эти звуки.

Сенсомоторную афазию в медицине ещё называют афазия Брока. Она подразделяется на:

  • амнестическую;
  • семантическую;
  • тотальную.

Амнестическая афазия приводит к тому, что у слов теряется смысл для пациентов. При такой форме больной не сможет назвать предметы. происходят такие нарушения в памяти, при которых больной забывают названия предмета, но может описать его функции. Он может вспомнить наименование, если ему подскажут первые буквы.

Характерными симптомами сенсомоторной афазии являются:

  • Нарушение произношения слов.
  • Возникновение заикания.
  • Проблема в памяти и анализе разговорной речи.
  • Разговор у больного происходит не эмоционально.
  • Человек пропускает буквы при письме и речи. Он произвольно переставляет звуки в словах.

Стиль речи такого больного очень меняется. Если он адекватно может оценивать эту ситуацию, состояние усугубляется тем, что человек становится замкнутым и может впадать в депрессию.

Теряется эмоциональная окраска речи, возникают большие паузы между словами в тот период, когда он пытается вспомнить и произнести один звук.

Диагностика и лечение

В основе диагностики заболевания лежит обследование мозга с помощью МРТ и анализ полученных результатов. На МРТ можно увидеть количество поврежденных участков и определить степень повреждения.

Также больному назначают допплерографию сосудов головного мозга. Обязательно должна быть проведена оценка речи больного, для этого его просят прочитать отрывок и написать несколько слов или предложений.

В зависимости от того, в какой степени будет поражение лобной доли головного мозга, будет подбираться медикаментозная терапия. Лечение сенсомоторной афазии должна проводиться комплексное. В комплект входят как медикаменты, так и упражнения логопедического характера. В качестве препаратов применяется:

  • ноотропные препараты;
  • антидепрессанты;
  • препараты для нормализации тонуса мышц.

Особое внимание уделяется ноотропным препаратом, которые должны улучшать когнитивную функцию и нормализовать обменные процессы в головном мозге.

Лечение должно быть направлено на снижение артериального давления и восстановление клеток головного мозга. В таких случаях назначается гипотензивные препараты.

Для снятия отека мозга применяются мочегонные средства. С их помощью можно быстрее вывести жидкость из организма. В редких случаях применяется стволовые клетки.

Это универсальный способ замены замены отмерших нейронов. Такой метод считается самым эффективным.

Большую роль в восстановлении речи играют занятия с логопедом. Это один из самых главных врачей при семантической афазии. Часто восстановление речи приходится проходить с нуля. После инсульта восстанавливаться можно в домашних условиях, но на первых этапах реабилитации обязательно должна быть оказана помощь профессионала.

Логопед работает по следующим методам:

  • В самом начале заболевания он знакомится с пациентом, устанавливает с ним контактах, оценивает тяжесть поражения. Очень важно, чтобы отношения было доброжелательными, иначе эффекта в лечении не будет достигнуто.
  • Все занятия с логопедом должны строиться по нарастающей. Весь материал подбирается в зависимости от тяжести патологии.
  • В самом начале занятия проводится работа по произношению отдельных слов, затем человек должен освоить понимание их в контексте. Затем это закрепляется путем упражнений, например, врач начинает фразу, но не договаривает ее, а предлагает закончить больному.
  • Все занятия должны быть построены на положительной мотивации. Врач предлагает вспоминать пациенту любимые песни, рассказы, стихи. Больному предлагают рисовать картинки по выбранной темы.

Длительность занятий должна быть не более 15 минут. Только через 2 месяца можно добавлять еще 15 минут и так доводить до полчаса. Важно, чтобы занятия проводились ежедневно. После того, как пройдет острый период, пациент может выполнять комплекс упражнений на дому.

Дополнительно

При сенсомоторной афазии могут применяться дополнительно следующие методы терапии:

  • Физиотерапевтический способ для улучшения мозгового кровообращения. Такой метод полезен для активации работы речевой мускулатуры.
  • В исключительных случаях может быть назначена операция.

Длительность восстановления у пациента будет зависеть от степени поражения и качества оказания первой медицинской помощи. Острый период может длиться до полугода.

Исключение составляет тотальная афазия. До полного восстановления может пройти более трех лет. Шансы на полное восстановление при сенсомоторной афазии зависят от наличия сопутствующих заболеваний у пациента.

Вернуть речевую функцию будет сложнее, если у пациента случилось повторное кровоизлияние, прогрессирует сахарный диабет.

Афазия — это серьезная патология, у взрослых она проявляется во множестве форм: моторная, семантическая, общая, глобальная и др. Но у детей большого количества форм проявления патологии не наблюдается. В любом случае незамедлительно пройдите обследование.

Крайне тяжело восстановить речь у пожилых людей. Но и у молодых людей возникают сложности с реабилитацией, если поражения головного мозга очень значительны. Важно начать лечение при появлении первых симптомов патологии и четко соблюдать все показания врачей.

Источник: https://nevrology.net/sindromy-i-zabolevaniya/sensomotornaya-afaziya.html

Сенсомоторная афазия: сочетание сенсорного и моторного ее видов, тотальная афазия после инсульта

Сенсомоторная афазия: сочетание сенсорного и моторного ее видов, тотальная афазия после инсульта

Афазия — это нарушение уже сформированных речевых навыков. При таком расстройстве слух, артикуляция и восприятие речи, обычно, сохраняются.

Чаще всего такое заболевание развивается после инсульта, который приводит к повреждению участков головного мозга. Невролог исследует речевые функции и определяет вид развившегося нарушения.

Одним из наиболее серьезных вариантов является сенсомоторная афазия.

Моторная афазия

Афазия Брока развивается при поражении заднего отдела нижней лобной извилины левого полушария. При частичном повреждении речь возможна, но при этом она искажена и замедлена.

Больной долго подбирает слова и говорит неразборчиво, неправильно строит фразы, активно использует мимику и жесты, сохраняет верную интонацию. Парафазия — нарушение, при котором больной меняет местами слоги в словах или сами слова.

Возможно также повторение отдельных слов, которые записаны на бумаге или запомнились ранее. Моторная афазия имеет разные черты протекания. В зависимости от клинической картины различают несколько видов афазии Брока:

  1. Афферентная моторная афазия. Больной неточно воспроизводит звуки — нарушена артикуляция. Прежде чем произнести определенный звук, больной хаотично движет губами и языком. Если повреждение легкое, больной говорит очень охотно и развернуто.
  2. Эфферентная моторная афазия. Причинами подобного расстройства могут быть травмы и опухоли мозга, также этот тип моторной афазии характерен при инсульте. Резкое нарушение кровообращения приведет к тому, что навыки речи будут полностью утрачены. Больному трудно соединить звуки в слоги и составить из отдельных слогов слова, что сопровождается аграфией.

Сенсорная афазия

Если больной перестал понимать обращенную к нему речь, говорят об афазии сенсорной. Человек, страдающий этим расстройством, воспринимает слова и предложения как шум, из-за этого не может контролировать и свою речь. Однако больной не осознает этого. При письме и чтении наблюдается перестановка и замена букв.

Логорея (невозможность остановить поток слов) и персеверация, характеризующаяся постоянным повторением звуков, — основные признаки сенсорной афазии. Сенсорная афазия при инсульте подразумевает обязательные занятия с логопедом, на которых будут использоваться различные способы взаимодействия: не только речь, но и жесты.

Сенсомоторная афазия

При сочетании сенсорной и моторной афазии возникает частичная или полная утрата речи. Такой вариант возможен вследствие травм, опухолей, энцефалита и менингита, после инсульта. Считается наиболее тяжелой формой и с трудом поддается лечению.

Основные симптомы

Нарушены функции нижней лобной извилины и верхней доли височной области. Больной не может воспринимать и произносить слова, при этом слух сохраняется. Из-за таких симптомов заболевание имеет другое название — акустико-гностическая афазия, которая имеет следующие признаки:

  1. Спонтанная нечленораздельная речь, напоминающая мычание;
  2. Рассеянность и сонливость;
  3. Неспособность сконцентрироваться;
  4. Частичный паралич мышц;
  5. Апатия.

Вызвать серьезные осложнения могут и другие заболевания: повторное кровоизлияние, артериальная гипертония, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет.

Методы лечения

Если у больного сенсорная афазия, лечение будет сложным и длительным. Назначаются упражнения для восстановления речевой функции со врачом-логопедом и препараты, стимулирующие мозговое кровообращение. Если присутствует абсцесс или гематома, будет проведена нейрохирургическая операция. К другим методам относятся иглорефлексотерапия и электрофорез.

Основные лекарства, назначаемые при нарушении речи:

  1. Церебролизин — ноотроп и нейропротектор, ускоряет метаболизм, усиливает нейромодуляцию и обеспечивает нейротрофическую активность. Терапия длится около года.
  2. Вазобрал — комбинированный препарат, содержит кофеин и адреноблокатор. Улучшает мозговое кровообращение, расширяет сосуды, не оказывая влияние на артериальное давление. Средство назначают на 2−3 месяца.
  3. Пиритинол — стимулирует метаболизм, стабилизирует мембраны клеток и защищает нейроны мозга от гипоксии. Является производным витамина B6 (пиридоксина), необходимого для нормального функционирования нервной системы. Терапия после инсульта проводится 3−4 месяца.
  4. Пирацетам — известный ноотроп, производное ГАМК (гамма-аминомасляной кислоты) — важного нейромедиатора. Улучшает обмен веществ и микроциркуляцию, влияет на связи между полушариями. Обычно применяется до полугода.

Прогноз

Реабилитация продолжается около 6 месяцев. При помощи логопеда восстановление речи происходит через 2−3 года. Прогноз зависит от возраста больного и его особенностей. Успех возможен при раннем начале лечения, помощи квалифицированных специалистов и постоянном участии близких. Родственники могут обеспечить дополнительную мотивацию для пациента.

Тотальная афазия

Больной способен произносить отдельные или нечленораздельные звуки, иногда повторяет запомнившееся слово.

Такой человек не понимает обращенной к нему речи, но может догадаться о смысле вопросов и ответить на них, а также выполнить простые просьбы. Разговорные навыки утрачены, динамики в их восстановлении нет.

Заболевание наблюдается при поражении левого полушария. Встречаются проявления тотальной утраты речи после инсульта или инфаркта.

Редкие виды нарушения речи

Существуют особые нарушения речевой функции. Для них была разработана отдельная классификация:

  1. Динамическое. Больной не может планировать речь и регулировать ее из-за поражения задней лобной части левого полушария. Нет возможности высказаться развернуто, составить простую грамматическую конструкцию. При пересказе больной говорит об отдельных, не связанных друг с другом фрагментах текста и понимает только упрощенную речь. Пациент сохраняет способность писать и читать, что используется при реабилитации.
  2. Семантическое. Нарушена способность воспринимать сложные предложения, особенно с предлогами, описывающими отношение предметов друг к другу (мяч под кроватью, картина над креслом). Больной не понимает сравнений (Вася ниже Саши, но выше Игоря. Кто самый высокий, а кто самый низкий?) и взаимоотношений (брат отца, отец брата). Чтение и письмо не нарушены.
  3. Амнестическое. Если поражены височная и теменная область, больные забывают имена и названия предметов. При этом пациент хорошо помнит, для чего используется этот предмет. Человек, страдающий таким расстройством, может читать вслух и понимает речь. Чаще употребляет глаголы, чем существительные, обычно описывает производимые действия.

Лечение любой формы афазии и реабилитация после инсульта — процесс очень сложный. Часто бывает тяжело наблюдать за страданиями и усилиями больного, поэтому в обращении с ним нужно соблюдать особую тактичность и чуткость. Это поможет человеку как можно быстрее восстановиться и снова начать говорить.

Источник: https://chebo.pro/zdorove/simptomy-i-lechenie-sensomotornoj-afazii-posle-insulta.html

Сенсомоторная афазия у детей и взрослых: причины, диагностика, методы лечения

Сенсомоторная афазия: сочетание сенсорного и моторного ее видов, тотальная афазия после инсульта

Сенсомоторная афазия – это утрата речевых функций полностью или частично. Патология снижает качество жизни и является основанием для оформления инвалидности. Причина потери речи – снижение функциональности речевых центров вследствие поражения отдельных участков коры мозга из-за перенесенной травмы черепа или системного заболевания.

Локализация очага поражения влияет на клинические проявления афазии. В зависимости от симптоматики патологию классифицируют на сенсорную, моторную и смешанную. Сенсорно моторная афазия сочетает симптоматику первых двух форм и характеризуется грубым расстройством речевых функций.

Причины нарушения речи

Причина сенсомоторной афазии – патологическое поражение областей головного мозга, обеспечивающих речевую функцию. В каждом полушарии есть участки, отвечающие за сенсорную (органы чувств) и моторную (двигательную) функцию.

При моторной форме расстройства пациент утрачивает умение говорить. Это свидетельствует о нарушении нижней лобной извилины левого полушария мозга, обеспечивающей двигательную активность. При сенсорной разновидности пациент не понимает речь других людей. Следовательно, поражена височная доля доминантного полушария, ответственного за анализ речи.

Сенсомоторную афазию называют также тотальной, поскольку она сочетает в себе симптоматику обоих форм и развивается вследствие поражения перечисленных участков коры головного мозга.

Спровоцировать патологию могут:

  • ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения), или инсульт, – это самая распространенная причина потери речи среди взрослых;
  • образование тромбов в кровеносных сосудах мозга;
  • травмы черепа;
  • операции на головном мозге;
  • злокачественные новообразования;
  • энцефалит – воспаление вещества головного мозга;
  • дегенеративные заболевания, характерные для пожилого возраста – болезнь Пика или Альцгеймера.

В группе риска находятся пациенты:

  • старше 65-70 лет;
  • родственники которых страдали афазией;
  • имеющие в анамнезе атеросклероз, гипертонию, сахарный диабет, ишемию миокарда, сосудистые болезни или порок сердца.

Характерные симптомы нарушения

Клиническая картина сенсомоторной формы речевого расстройства предполагает наличие симптоматики, характерной для обоих видов афазии. Тяжелое поражение коры головного мозга затрудняет межличностное общение, хотя и не сказывается на умственном развитии, и является основанием для получения инвалидности.

В зависимости от локализации очагов поражения сенсомоторная афазия имеет симптоматику, схожую с моторной или сенсорной патологией. Первую подразделяют на две разновидности:

  • Афферентную – когда пациент произносит отдельные звуки или слоги, однако не может контролировать этот процесс.
  • Эфферентную – у больного сохраняется способность к произношению фонем, однако ему сложно перейти от одного слога к другому, он много раз повторяет один и тот же звук, или «застревает» на одном слоге и не может договорить слово целиком.

При сенсорном нарушении пациенты утрачивают способность распознавать речь других людей при сохранении слуха. При этом больной правильно произносит слова, может строить фразы. Его речь характеризуется ускоренным темпом. Но он не понимает смысла сказанного или услышанного.

Сенсомоторная афазия характеризуется сочетанием симптоматики обоих расстройств и утратой всех речевых функций. Часто тотальная афазия протекает на фоне неврологической (гемипарез – снижение двигательной активности конечностей с одной стороны), а также общей негативной симптоматики – депрессии, повышенной утомляемости или сонливости.

Методы диагностики

Выявление сенсомоторной патологии направлено на определение причины, которая ее спровоцировала. Обычно применяют комплексное исследование, включающее:

  • Первичный прием у невролога, сбор анамнеза и изучение специфической симптоматики. Врач выявляет сопутствующие болезни. Для этого проводит внешний осмотр и направляет больного на лабораторные анализы. В результате доктор определяет очаг поражения, специфику течения заболевания, состояние пациента.
  • Консультацию логопеда, дефектолога и психолога. Специалисты диагностируют уровень нарушения речи и разрабатывают тактику коррекционной работы для восстановления речевых навыков.
  • Прохождение инструментальных и клинических обследований для уточнения предварительного диагноза. Для этого пациента направляют на МРТ (магнитно-резонансную томографию), КТ (компьютерную томографию), энцефалографию, ангиографическое исследование сосудов головного мозга.

Особенности протекания сенсомоторной афазии у детей

Клиницисты отмечают перечень общих и отличных признаков при сенсомоторном нарушении речи у детей и взрослых. Схожей является этиология (причина) заболевания.

Чаще всего утрата речевых навыков у ребенка связана с травмой головы. Аневризма (патологическое расширение церебрального сосуда), злокачественное новообразование и инсульт диагностируются значительно реже.

В то время как у взрослых пациентов ОНМК – главная причина афазии.

Еще один общий признак – и у взрослых, и у детей пропадают уже сформированные речевые навыки. Поэтому симптоматика сенсомоторной афазии у обеих групп пациентов идентична и сопровождается неврологическими нарушениями, «заглушающими» речевой синдром.

Отличие афазии у малышей и взрослых связано с уровнем стойкости речевого расстройства. У детей патологические нарушения имеют нестойкий характер, заметны только в остром периоде болезни и хорошо поддаются коррекции. Это обусловлено пластичностью головного мозга у детей с высокой функциональностью межзональных нейронных связей.

Однако лечение сенсомоторной афазии у детей до сих пор до конца не разработано. Особенно та ее часть, которая призвана вернуть утраченные речевые навыки.

Диагностика речевого расстройства у ребенка в зависимости от общего самочувствия длится от 10 минут до часа. После консультации логопед диагностирует форму речевого нарушения и степень ее выраженности (легкая, средняя или тяжелая), а также базовый дефект и специфику течения патологического процесса.

В остром периоде полноценное логопедическое обследование маленького пациента бывает затруднительно или невозможно. Это связано с плохим самочувствием ребенка, его повышенной утомляемостью.

Негативная симптоматика острого периода проявляется у детей ярче, поскольку их высшие психологические функции и эмоционально-волевая сфера полностью не сформированы. Поэтому дефектолог обычно довольствуется ускоренным исследованием, направленным на обнаружение речевого расстройства с применением специальной диагностической шкалы.

При этом специалист оценивает:

  • состояние артикуляции;
  • уровень распознавания чужой речи;
  • степень сохранности устной речи, навыков чтения и письма;
  • функциональность речевого аппарата (подвижность языка, мягкого неба, нижней челюсти).

В заключении указываются не только качественные показатели, но и количество баллов, позволяющее разработать оптимальную программу коррекции. Сложность диагностического обследования зависит от возраста маленького пациента и степени сформированности у него речевых и высших психических функций.

Для диагностики сенсомоторной афазии у дошкольников применяют упрощенную методику, схожую с выявлением ОНР (общего недоразвития речи).

Дополнительно применяют методику наблюдения. Перед диагностикой логопед собирает анамнез имеющихся заболеваний и определяет уровень психического и речевого развития малыша. Важно понять, какие речевые навыки были до травмы или болезни. Оценку речевого расстройства проводят с учетом возрастных норм формирования высших психических функций.

Лечение и логопедическая коррекция

Чтобы восстановить утраченную речь, требуется комплексная терапия, направленная на нормализацию высших психических функций и работы речевого аппарата. Чем раньше начать логопедические занятия, тем эффективнее они будут. Поэтому коррекцию начинают с первых дней, как только удается наладить минимальный контакт с больным.

Лечение пациентов с сенсомоторной афазией проводят в двух направлениях:

  • Врачебная помощь, предполагающая устранение системного заболевания, спровоцировавшего нарушение речи, − лечение назначается неврологом или нейрохирургом. Проводится медикаментозное консервативное лечение, восстанавливающее кровоток в головном мозгу или хирургическая операция для иссечения абсцесса или новообразования. Дополнительно используют физиопроцедуры: ЛФК, массаж, магнитотерапию.
  • Логопедическая работа для восстановления речи. В редких случаях после медикаментозного курса возможно спонтанное возвращение речи. Но такой исход возможен только в 2% случаев. Логопедические занятия проводят до 3 лет, в зависимости от вида и степени нарушения.

При работе с подростками используют упражнения для взрослых, а при реабилитации дошкольников применяют игровые методики – физминутки, гимнастику для восстановления мелкой моторики и артикуляции, логоритмику и драматизацию (сценки из сказок).

Упражнение на договаривание текста по картинке в конце предложения

Прогноз заболевания зависит от локализации и размеров очага поражения головного мозга, имеющихся в анамнезе хронических болезней, а также возраста пациента.

Справиться с сенсомоторным нарушением позволят только систематические занятия с дефектологом. План коррекции составляют по нарастающей – от простых упражнений к более сложным.

Сформировать мотивацию на выздоровление позволит общение с клиническим психологом. Оно предшествует логопедической коррекции.

Ускорить выздоровление может сам пациент, выполняя дома простые упражнения. Помочь ему могут члены семьи.

  • «Мини-интервью»: вначале больному задают вопросы, на которые требуется ответ «да» или «нет». Затем задание усложняют, задавая открытые вопросы.
  • Развитию спонтанной речи помогают диалоги по заданным темам.
  • Восстановить письменную речь помогает отработка произношения и написания букв, слогов и слов. Затем переходят к написанию небольших диктантов и чтению текстов. Дополнительно просят пациента ответить на вопросы к тексту или пересказать прочитанное.
  • Составление рассказа по картинке, а затем по серии изображений, разложенных в правильной последовательности.
  • Распределение дидактических картинок по группам (посуда, дикие и домашние животные, мебель, одежда и т. д.).

Чтобы полностью восстановить речевые навыки требуется начать коррекционную работу с логопедом как можно раньше, а также четко соблюдать назначения врача невролога. Помочь пациенту справиться с афазией могут члены семьи, закрепляя результаты логопедических занятий в домашних условиях.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/narusheniya-rechi/sensomotornaya-afaziya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.